«Народная песня — художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днём… Народная песня исчезает, её надо спасать», — говорил Митрофан Ефимович Пятницкий.
Родился Митрофан Пятницкий ещё при правлении Александра II, в 1864-м, спустя три года после отмены крепостного права. В семье было 12 детей, а бедное село Александровка Воронежской губернии могло предложить мальчику лишь два пути: пасти кур или учиться в семинарии. Родители выбрали второй. Но вскоре смотритель училища пишет гневное письмо отцу Митрофана, обвиняя его сына в изучении народных песен в ущерб штудированию Закона Божьего. Отец, зная о любви Митрофана к фольклору, разрешил ему не возвращаться в семинарию.
Юноша выучивается на слесаря и уходит на заработки в город. А чуть позже становится писарем в контрольной палате Воронежа и начинает осваивать бухгалтерию. И возвращается экономом… в то самое духовное училище к отцу Иоанну. Позднее именно он найдёт Митрофану учителя по вокалу и даже даст денег на занятия. Всё это время Митрофан не оставляет увлечения: собирает песенные сборники и записывает малоизвестные песни.
В тридцать два года Пятницкий добивается прослушивания в Московской консерватории, его берут на обучение, но с оговоркой: он должен занять должность эконома. Но всё рухнуло из-за неудачного романа юноши и последующего нервного срыва.
Митрофан прячется в родной деревне, живёт в сарае и сторонится людей. Отец Иоанн помогает и в этот раз: договаривается о месте в лучшей столичной больнице, где лечился сам Врубель.
Митрофан не оставляет попыток стать певцом. Переубедил Шаляпин — сказал, что можно попробовать свои силы не на этом пути, но добиться успеха в изучении русской песни. При содействии Фёдора Ивановича, Пятницкий становится членом музыкально-этнографической комиссии при университетском Обществе естествознания, антропологии и этнографии.
Наконец-то Митрофан Пятницкий делает то, что получается у него лучше всего. Ездит по деревням и собирает песни. В 1904 году за свой счёт выпускает книжку «12 песен Воронежской губернии Бобровского уезда». С неё и начинается успех Митрофана Ефимовича Пятницкого — основателя знаменитого хора. Второй книгой «Жемчужины старинной песни Великой Руси» он добивается ещё большей известности. Покупает фонограф и записывает песни по всей стране, а в 1910-м создаёт коллектив певцов из крестьян Воронежской, Тульской и Рязанской губерний. Их концерты высоко оценят Шаляпин, Рахманинов и Бунин.
С этого момента Митрофан Пятницкий думает только о хоре, добивается хороших площадок и всячески избегает ресторанных концертов, где в те времена можно было хорошо заработать. Грянула война, и былое благополучие хора стало рассыпаться. Пятницкий работает в больнице, но и там умудряется собрать хор из крестьян, медперсонала и бывших бойцов. В революцию коллектив распадается, но и это не останавливает Митрофана Пятницкого. Теперь он создаёт народный хор из переехавших в Москву крестьян, уникальных певцов, пусть не все из них знают нотную грамоту. Репетировали прямо в квартире Пятницкого.
А 22 сентября 1919 года, когда хор поёт перед кремлёвскими курсантами, концерт посещает сам Ленин. Вождь концерт похвалил и обещал содействовать коллективу. Позднее хор оценит и Сталин, но это уже немного другая история — история блеска и славы легендарного коллектива, которым после Митрофана Ефимовича руководил его племянник — Пётр Казьмин. Передавая ему хор, Пятницкий наставлял: «Не пойте в ресторанах; крепко держите знамя подлинной народной песни. А если хор перейдёт работать в ресторан, то не связывайте с этим хором моё имя».