Григорий Соколов — строптивый укротитель человеческих пороков
Два молодых человека «консерваторского» вида горячо спорят о том, насколько запись концерта неподражаемого мага фортепианной игры Григория Соколова подходит для первого знакомства с классикой. Один «дуэлянт» утверждает, что фантастически проникновенная игра пианиста растрогает даже «дровосека». Второй спорщик опасается, что безупречный и совершенный в своем мастерстве Соколов отвадит начинающего меломана от других артистов, которые не всегда идеальны на выступлениях, чего греха таить.
Проигравшего в этом диспуте нет. Победитель— это сам Григорий Липманович Соколов — музыкант-загадка, чародей, маг, волшебник, мистификатор, неопознанный играющий гений…
18 апреля 2020 года уроженцу Ленинграда Григорию Соколову исполнилось 70 лет. Юбилей получился неприметным, никто в воздух чепчики не бросал, в том числе и на родине артиста, где он не живет с начала 90- х годов. Подарок своим поклонникам, наоборот, сделал именинник. В начале мая вышли два сольных диска Соколова. На видеорелизе представлена полная версия его выступления в Турине в 2017 году, где игрались Моцарт и Бетховен. На аудиопластинке звучат ранняя соната Бетховена и пьесы из двух тетрадей Брамса (ор. 118 и ор. 119). Произведения входят в программу гастрольного тура артиста 2019–2020 годов.
Российский зритель эти шедевры в живом исполнении Соколова не услышал. «Железное» правило музыканта давать по одному представлению в год в Санкт-Петербурге не сработало. Из-за COVID-19 его клавирабенд 4 июня не состоялся. Пандемия дразнит российских поклонников Соколова не меньше его самого.
Пианист глубоко убежден, что лучшие живые концерты все равно всегда остаются незаписанными. Музыкант считает, что любое сочинение, даже ранее многократно сыгранное, обретает иные, более глубокие смыслы при каждом новом исполнении. Партитура живёт в реальном времени и умирает вместе с последним аккордом, чтобы воскреснуть вновь под пальцами мастера в неожиданном качестве, когда у него будет на то вдохновение. Соколов признаётся, что учит в год штучное количества свежих программ: иногда одну-две, не более. Он пестует каждый опус как ребёнка, растит его, лелеет, делает совершенным и затем отпускает от себя созданный идеальный вариант.
Соколов гармоничен не только на сцене, в творчестве, но и в жизни. Он вырос обожаемым ребёнком своих трепетных родителей, его с материнской и отеческой заботой взращивали педагоги — Лия Зелихман и Моисей Хальфин. Именно этот творческий и удивительно крепкий семейный тандем привел 16-летнего Гришу Соколова к сенсационной победе на III Международном конкурсе имени Чайковского в Москве.
На фото Соколов крайний справа
Близкие люди, верившие безоглядно в инаковость комковатого на вид мальчугана, оградили его от воплей и свиста недовольного зала в момент оглашения итогов состязания. Наконец, Соколов был безмерно счастлив в браке с единственной любовью всей своей жизни — супругой Инной. Она была не только красива, но и талантлива безмерно, ведь быть женой гения — это удел избранных.
Соколов познал счастье человеческой сопричастности от дорогих ему людей и посторонних в свой мир избранных не пускает. Круг его музыкальных интересов тоже очерчен давно и определен музыкой 19-20 веков плюс минус. Но эта заданность не даёт покоя искушённым слушателям. Они приходят на «хрестоматийного» Бетховена или Моцарта и получают от Соколова «иммунитет»… не к вирусу, а против ханжества, словоблудия, позёрства, кичливости и прочих человеческих пороков.
Текст: Ирина Столярова
Он внезапно заявил о себе в середине 60-х годов прошлого века, победив на III московском конкурсе имени Чайковского, и вошел в замечательную когорту так называемых «шестидесятников» — молодых советских актеров, режиссеров, поэтов, писателей, художников и музыкантов, вписавших новую ярчайшую страницу в историю отечественного искусства. Всем им, при огромной разнице между ними, присущи, в первую очередь, честность, бескомпромиссность и принципиальность как в отношениях с властью, так и с публикой, стремление сказать людям правду о себе и своем времени, отстаивание собственной творческой индивидуальности и своего места в окружающей жизни. Одним из самых молодых представителей этого направления и является российский пианист Григорий Липманович Соколов, которого многие считают лучшим современным исполнителем на этом инструменте.
В 1966 году он стал самым молодым в истории победителем конкурса Чайковского, будучи всего лишь 16-летним учеником 9 класса ленинградской специальной музыкальной школы. И до сих пор повторить столь ранний успех не удалось больше никому, хотя с того времени прошло уже более полувека. Впрочем, это далеко не единственный его феномен. Соколов и сегодня остается одной из самых закрытых и таинственных фигур в музыкальном мире, о которой известно не так много. Музыкант с необычным отчеством, указывающим на его еврейские корни, уже в 7 лет поступает в спецшколу при Ленинградской консерватории к замечательному педагогу Лии Зелихман, которая и помогла ему раскрыть его огромный талант. Затем, уже после московского триумфа, он поступает в консерваторию к ее мужу, профессору Хальфину, что обеспечило преемственность развития пианиста. Поэтому к окончанию учебы Григорий — уже вполне сложившийся исполнитель, со своим неповторимым подходом к музыке. Его игре присуща удивительная непосредственность, свежесть, естественность высказывания, открывающая перед слушателем подлинную суть композиторского замысла. Даже самые известные, хрестоматийные произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Шопена, Шумана и других авторов он подает так, как будто вы слышите их впервые.
Другая особенность творчества Соколова — необычайная отточенность, продуманность, отшлифованность его собственных программ. Как правило, он меняет их нечасто, где-то раз в полгода или год, но зато постоянно их совершенствует, находя в них все новые и новые краски. По этой же причине он теперь отказывается играть с оркестрами, хотя раньше постоянно прибегал к их услугам. Ведь заставить огромный симфонический коллектив в сотню человек думать и дышать в одном ключе с солистом — задача поистине труднейшая, справиться с которой по силам далеко не всем, даже великим дирижерам. То же самое относится и к его аудиозаписям. Ему скучно записываться на студии, со множеством дублей, остановок, перебивок… Поэтому он включает в свои пластинки преимущественно живые, концертные выступления. И таких принципиальных моментов, которых он придерживается чрезвычайно строго, на самом деле еще больше, и они связаны не только с собственно исполнительской деятельностью, но и с другими сторонами его артистической жизни. Например, пианист, удостоенный многих престижных наград, отказался от одной из них лишь потому, что ее вручили также скандально известному музыкальному критику Лейбрехту, чьи взгляды на искусство он категорически не разделяет. Этим бескорыстным и принципиальным шагом Соколов напоминает своего великого земляка и тезку Григория Перельмана, доказавшего теорему Пуанкаре и отказавшемуся от награды за нее в размере миллиона долларов.
В начале 90-х, то есть в конце перестройки, Соколов покидает родной Петербург и поселяется в итальянской Вероне, городе шекспировских героев Ромео и Джульетты, где проживает по сей день и продолжает активную карьеру, давая около 80 концертов в год и выступая практически через 3-4 дня.
Москву же музыкант игнорирует давно и принципиально, помятуя о прохладном приеме, оказанном ему столичной публикой в том далеком 1966 году, когда почти никто не верил в его успех.
Текст — Анатолий Лысенков.