Маурицио Поллини. Архитектор музыки
Имя Маурицио Поллини уже давно занесено в пантеон величайших мастеров фортепиано. Однако забронзовевшим идолом маэстро никак не назовешь. В его игре бесспорно присутствует значительность, но она чудесным образом сочетается с тончайшим чувством стиля.
Маурицио Поллини стал знаменитым в 18 лет, когда победил на Конкурсе имени Шопена в Варшаве. Заседавший тогда в жюри легендарный Артур Рубинштейн, услышав игру молодого итальянца, произнёс историческую фразу: «Он уже сейчас играет лучше любого из нас!» Впрочем, через полвека на этом же состязании авторитетный пианист Дмитрий Алексеев заметил, что исполнение Шопена не принадлежит к лучшим достижениям Поллини.
Кстати, именно Шопен стал одним из «виновников» взятой Маурицио паузы сразу после Конкурса в Варшаве. «Тогда я был ещё сравнительно молод, — комментирует музыкант. — И не собирался становиться специалистом по Шопену, обратившись к немецкому репертуару и современной музыке. Лишь некоторое время спустя, снова вернувшись к Шопену, я понял, какая это великая привилегия — играть его музыку».
В 1968 году он записывает пластинку с музыкой польского композитора, а в 2007 — ом получает «Грэмми» за запись всех ноктюрнов Шопена — один из несчетного множества удачных плодов его тридцатилетнего сотрудничества со звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon.
Увидеть живого Поллини, исполняющего Шопена, московской публике посчастливилось в 2008 году. В Концертном зале имени Чайковского он тогда представил целую антологию жанров польского романтика. В программе были скерцо, баллада, мазурка, полонез, прелюдия. И как были посрамлены те критики, которые прежде называли игру маэстро чрезмерно интеллектуальной, просчитанной до мелочей, чуждой стихийным порывам. Поллини действительно не страстный поэт, а ювелир, мастер-скульптор, который в каждую интонацию вкладывает максимум нюансов, абсолютно не покушаясь на замыслы автора сочинения.
Когда пианиста спрашивают о любимом композиторе, он всегда говорит, что не может отвечать на подобные вопросы. За маэстро красноречиво говорит его репертуар. Он достаточно своеобразен: в основном Поллини играет фортепианную классику XIX века и современную музыку. Он даже устраивает циклы концертов на тему «Классики и современники», объединяя в своих программах хрестоматийные шедевры и музыку наших дней. Так в одном его концерте «мирно уживаются» Шопен, Бетховен, Шуберт и Дебюсси, а из композиторов XX века — Штокхаузен, Булез, Берио и Ноно. Такие миксы не грешат эклектикой, программы выстроены с соблюдением пропорций. Этому Поллини научился у своего отца-архитектора, учителя Артуро Бенедетти Микеланджели и дирижёра Риккардо Мути. Их сотрудничество продолжается много лет. Зал неистовствовал, когда два старых друга вышли на сцену фестиваля в Равенне летом 2019 года. Маурицио Поллини исполнил два концерта Моцарта — Четырнадцатый ми-бемоль мажорный и Двадцать первый ре минорный, где явил два полюса земной жизни: полное радужных надежд начало бытия и осознанный трагизм его неминуемого заката и конца. И уже никому не приходит в голову гадать, кого же больше любит играть Поллини — Моцарта или Шопена…
Текст: Ирина Столярова