Проводница композиторских идей.
«Я не предлагаю трактовку произведения, я пытаюсь его исследовать, наблюдать за ним, я поступаю в его полное распоряжение. Оставаясь нейтральной, я передаю слушателю и себе самой то, что написал композитор». Эти слова принадлежат замечательной португальской пианистке Марии Жоао Пиреш хрупкой очаровательной женщине из не самой «классической» музыкальной страны, сумевшей стать одной из ведущих исполнительниц нашего времени благодаря своему неповторимому стилю фортепианной игры, тонкому и глубокому проникновению в суть исполняемой ею музыки.
Мария родилась в Лиссабоне в обычной семье. Ее отец умер еще до ее рождения. Младшая из четырех его дочерей, она с трех лет начинает играть на рояле, который заменяет ей детские игрушки, и быстро достигает больших успехов. В 5 дает свой первый концерт, в 7 выступает с оркестром, а в 9 завоевывает главную национальную премию для молодых музыкантов. Окончив Лиссабонскую консерваторию, девушка получает стипендию Гюльбенкяна, армяно-турецкого нефтяного магната, осевшего в Португалии, и продолжает учебу за рубежом — в Мюнхене и Ганновере.
Мировая известность приходит к ней в 1970 году, когда 26-летняя пианистка побеждает в Брюсселе на Международном конкурсе имени Бетховена, посвященном 200-летию великого композитора. С этого момента она начинает активно концертировать на лучших сценах Европы, Азии, Африки, Америки. С ней сотрудничают ведущие мировые оркестры и дирижеры — Шайи, Гардинер, Хайтинк, Аббадо. Она — желанный гость различных музыкальных фестивалей и смотров.
Слушателей поражает, прежде всего, ее необычайная творческая харизма, своеобразный внешний вид с короткой «мальчишеской» прической и небольшие, по фортепианным меркам, пальцы, извлекающие из рояля чарующие волшебные звуки. На ее особый артистический облик обращает внимание даже патриарх португальского кино Мануэль Оливейра, снявший Марию в двух своих фильмах 90-х годов — «Божественная комедия» (1991) и «Письмо» (1999).
Блестящую карьеру пианистки в 2005 году прерывает инфаркт, после которого она на много лет уезжает в Бразилию, где ведет уединенный образ жизни. Но еще перед этим, в 1999 году Пиреш создает у себя на родине, в сельской глубинке на севере страны, международный культурный центр Белгайш, где обучает молодых музыкантов со всего света, проводит с ними мастер-классы, беседы, совместные выступления. Сюда же она возвратилась после долгого бразильского затворничества и продолжает там трудиться по сей день. Причем не только за роялем, но и в доме, на кухне и в огороде.
Концерты Мария дает сейчас крайне редко, и услышать ее живьем — большая удача. Зато она продолжает записываться на пластинки, которых у нее десятки. Основной их репертуар — это любимые ею Моцарт, Шуберт, Шопен и Шуман. Но есть и немало камерных ансамблевых произведений Брамса, Бетховена, Грига, Дебюсси, Франка, Равеля. Многие из этих записей удостоены престижных музыкальных премий.
Пиреш является матерью четырех взрослых дочерей и бабушкой пятерых внуков. Есть у нее и приемный сын Клаудио, которого она воспитывает как родного сына и часто берет с собой на гастроли.
Текст: Анатолий Лысенков.