Михаила Воскресенского называют живой легендой отечественного пианизма. Он играет на фортепиано с 4-х лет.
Среди пианистов, дольше всех преподававших в Московской консерватории, есть два бесспорных лидера — Сергей Доренский и Виктор Мержанов, отдавшие ей соответственно 63 и 65 лет. Но сейчас их догоняет третий педагог-старожил, чей консерваторский стаж составляет уже 61 год, и эта цифра, судя по всему, для него не предел. Ведь он до сих пор продолжает активно трудиться и не снижает работоспособности, о чем свидетельствуют его многочисленные творческие планы и проекты. За свою долгую артистическую карьеру он дал тысячи концертов, воспитал сотни учеников, записал десятки пластинок, объездил множество стран и городов на родине и за рубежом. И везде его с нетерпением ждут новые слушатели, залы, студенты, произведения и поклонники, которых у него огромное количество во всем мире.
Михаил Воскресенский родился в Бердянске на Азовском море, а детство провел в Севастополе — на Черном. Там мальчика застала война, на которой погиб его отец. Мать, учившаяся когда-то в Москве играть на пианино, повезла туда и сына, отдав его в музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова. Далее — учеба в Московской консерватории у знаменитого профессора Льва Оборина, воспитавшего также Ашкенази, Севидова, Рождественского, Алиханова и других известных исполнителей. Воскресенский становится затем аспирантом, ассистентом и крупнейшим продолжателем традиций своего наставника, первым из советских музыкантов, победивших на международном конкурсе имени Шопена в Варшаве. Но любимый ученик идет еще дальше, став за 5 лет лауреатом 4-х крупных музыкальных турниров в Германии, Бразилии, Чехословакии и США. Тогда же он и сам начинает преподавать в своей альма-матер, оставаясь ей верным по сей день. За это время им подготовлено около полутысячи молодых талантов, среди которых почти полторы сотни удостоены различных конкурсных премий, причем половина из них — обладатели высших наград. В их числе Гиндин, Иголинский, Папян, Фаворин, Трулль, Берлинская, Карпухова и многие другие. Однако их педагог не ограничивается только Россией и постоянно дает уроки и мастер-классы за границей — в Нью-Йорке, Токио, Берлине, Париже…
Наряду с преподаванием Воскресенский продолжает регулярно выступать, давая в среднем около 60 концертов в год, что довольно много, учитывая его огромную учебную нагрузку. Его игру отличают предельная ясность, наглядность и в хорошем смысле слова хрестоматийность, избегание каких-либо вольностей по отношению к композиторскому тексту. Он словно ищет и раскрывает в каждом произведении тот образец, идеальный вариант, точку отсчета, которых следует придерживаться каждому потенциальному интерпретатору. Такой подход к исполнению продолжает и развивает линию игумновско-оборинской школы. В репертуаре пианиста — все фортепианные сочинения Шопена, все концерты для фортепиано с оркестром Моцарта и Бетховена, все сонаты и этюды Скрябина. С последним у него вообще связано много личного. Он был знаком с дочерью композитора Еленой Александровной, подарившей ему фамильное зеркало, стоявшее в квартире ее гениального отца. Позже музыкант становится Президентом Международного Скрябинского общества и руководит конкурсом его имени. Кроме того, он первым из отечественных исполнителей играет за границей 2-й фортепианный концерт Шостаковича и дает премьеру в нашей стране концерта Бриттена. Ему посвящает свои «Багатели» Эдисон Денисов. Эти и другие произведения записаны им на пластинки, ставшие своеобразными раритетами аудиоиндустрии. Особенно выделяется серия из 10 компакт-
дисков с «живой» записью всех 27 фортепианных концертов Моцарта, исполненных Воскресенским в Малом зале Московской консерватории в течение 3 лет. Но он не останавливается на достигнутом, продолжая ставить перед собой и решать все новые исполнительские задачи, что в его почтенном возрасте можно считать настоящим художественным подвигом.
«Пианист в отличие от композитора, симпатии которого зависят от направленности таланта, должен уметь играть музыку разных авторов. Он не может ограничивать свои вкусы каким-то определенным стилем. Современный пианист должен быть универсален», — говорит Михаил Воскресенский.
Текст — Анатолий Лысенков.