![Папе Рене](https://img.orpheus.ru/gVbYpSsAW3sB8bNiLJQhMCn0Dxn_e_KelK4rEEDxSXU/resize:fill:514:514:1:0/crop:520:520:nowe:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8xMTYvOC82OWFlYjQzZi5qcGc=.jpg)
Король басовых партий
«Когда я одет как король, я ощущаю внутреннее состояние монарха. Если же я играю его в современном костюме и при галстуке, то чувствую себя менее комфортно», — говорит один из ведущих басов современности, лучшие роли которого составляют именно царские особы. Его репертуар охватывает практически все классические басовые партии от Моцарта до Верди и Вагнера. Но, пожалуй, наиболее убедительные среди них — это образы страдающих царей, королей, ландграфов, герцогов и прочих правителей.
![Папе Рене](https://img.orpheus.ru/4PM3lyZtTV1fnXzZ_qNNo2yl0GfUzaCq6byP6UY8P8M/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8xNDcvMzQvMjk1MzE5N2UuanBn.jpg)
Откуда такая тяга к коронованным особам у мальчика из ГДР? Возможно, она связана с его родным Дрезденом, где он с детства пел в знаменитом Кройцхоре, существующем более 6 веков. Далее вокальные навыки юноша оттачивал в Дрезденской высшей школе музыки, откуда его, еще студентом, приглашают в Берлинскую штаатс-оперу, где он служит и по сей день, являясь её почетным каммерзингером. Через год Папе побеждает на конкурсе имени Хелин в Финляндии — единственном в его карьере. Талантливого баса вскоре замечают выдающиеся дирижеры Шолти и Баренбойм. С ними он дебютирует в начале 90-х годов на фестивалях в Байройте и Зальцбурге. Записи с этими же маэстро приносят Папе премии Грэмми. Одновременно его ангажирует Метрополитен-опера в качестве приглашённого солиста, где он ежегодно выступает вплоть до настоящего времени. Репертуар певца неуклонно пополняется, в том числе и «королевскими» партиями — Марка («Тристан и Изольда»), Генриха («Лоэнгрин»), Филиппа II («Дон Карлос»), Бориса Годунова. Почти все они выходят на пластинках, одна из которых так и называется — «Боги, короли и демоны». Всего на счету певца около 30 оперных ролей, большинство из которых записаны на дисках.
![Папе Рене](https://img.orpheus.ru/OEOGDNIPO6zjG9q7klaNdGaBbPpdPI-Gj2VlCgM5uW0/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8xNDcvMzcvZTlhNTc4NGMuanBn.jpg)
За 20 лет сценической карьеры Папе достигает мирового признания как ведущий бас. Его пение называют благородным, протяжным, человечным, душевным. «Я не типичный немецкий певец. Я — basso cantante (певучий), а не „черный“, „рычащий“ бас», — говорит о себе артист. Достигнув театральных вершин, Рене резко меняет творческое направление и впервые обращается к камерной вокальной лирике. Его сольный дебют в Карнеги Холле с романсами Шуберта, Вольфа и Шумана вызвал огромный интерес и открыл новую страницу в биографии певца. Теперь он равномерно делит свое внимание между оперной сценой и концертным залом, гастролирует по всему миру, участвует в различных фестивалях. С ним сотрудничают все ведущие дирижёры и оркестры Европы, Азии и Америки. В Россию его первым пригласил Валерий Гергиев на петербургские «Звёзды белых ночей», и теперь он частый гость в нашей стране.
Текст: Анатолий Лысенков
Факты:
В 2004 году Папе принял участие в записи вокального цикла Mein Herz brennt (Мое сердце в огне) композитора Торстена Раша на музыку рок-руппы Rammstein для баса, сопрано, чтеца, хора и оркестра. «Раммштайн», как и Папе, тоже родом из бывшей ГДР, а с Рашем они вместе учились в дрезденском Кройцхоре, откуда вышли также другие знаменитые немецкие певцы Тео Адам и Петер Шрайер.
Среди «царственных» ролей в репертуаре Папе «Тамос — царь Египта» в опере Моцарта, Банко — родоначальник королевской династии («Макбет» Верди), Орест — царь Микен («Электра» Рихарда Штрауса), Герман, ландграф Тюрингии («Тангейзер» Вагнера). «Мы изображаем богов, королей и мефистофелей, которые все время страдают, они непременно несчастны. Тенора к концу оперы, как правило, тоже становятся несчастными, но все знаменитые арии у них, в отличие от басов, звучат обычно до этого момента, а у нас — с самого начала», — с сожалением констатирует певец.
Рене Папе — заядлый курильщик. Но на его низком голосе это, к счастью, не отражается негативно. Зато певец много занимается спортом.
Артист поет на 5 языках — немецком, английском, французском, итальянском и русском, который он изучал в школе во времена своего социалистического детства.
Папе неоднократно выступал в России, но ни разу не пел спектакли в Большом театре. Единственный его выход на эту сцену состоялся благодаря Ольге Ростропович, в 2016 году пригласившей его участвовать в гала-концерте памяти ее матери — великой певицы Галины Вишневской.
Рене Папе воспитывала бабушка. Когда мальчику было 2 года, его родители развелись. Именно бабушка и развила в ребёнке интерес к музыке, так как его дед по материнской линии был оперным тенором.
Голос Папе понижался в течение жизни. В детстве он пел альтом, в юности стал тенором, а с 18 лет — легким басом.
Папе — страстный коллекционер. Долгое время он собирал резиновых уток и в 2017 году выпустил серию собственных портретов в «утином» виде «PapeDuck», остроумно обыгрывая свое сходство с героем Диснея. Посмотреть их можно на сайте певца.
![Папе Рене](https://img.orpheus.ru/avRzgf_o5iq42wqHKsbfj0kFEI0PcbNx7jO7HgTZ0A0/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8xNDcvNDAvMmY5OGE3YTQuanBn.jpg)