Король басовых партий
«Когда я одет как король, я ощущаю внутреннее состояние монарха. Если же я играю его в современном костюме и при галстуке, то чувствую себя менее комфортно», — говорит один из ведущих басов современности, лучшие роли которого составляют именно царские особы. Его репертуар охватывает практически все классические басовые партии от Моцарта до Верди и Вагнера. Но, пожалуй, наиболее убедительные среди них — это образы страдающих царей, королей, ландграфов, герцогов и прочих правителей.
Откуда такая тяга к коронованным особам у мальчика из ГДР? Возможно, она связана с его родным Дрезденом, где он с детства пел в знаменитом Кройцхоре, существующем более 6 веков. Далее вокальные навыки юноша оттачивал в Дрезденской высшей школе музыки, откуда его, еще студентом, приглашают в Берлинскую штаатс-оперу, где он служит и по сей день, являясь её почетным каммерзингером. Через год Папе побеждает на конкурсе имени Хелин в Финляндии — единственном в его карьере. Талантливого баса вскоре замечают выдающиеся дирижеры Шолти и Баренбойм. С ними он дебютирует в начале 90-х годов на фестивалях в Байройте и Зальцбурге. Записи с этими же маэстро приносят Папе премии Грэмми. Одновременно его ангажирует Метрополитен-опера в качестве приглашённого солиста, где он ежегодно выступает вплоть до настоящего времени. Репертуар певца неуклонно пополняется, в том числе и «королевскими» партиями — Марка («Тристан и Изольда»), Генриха («Лоэнгрин»), Филиппа II («Дон Карлос»), Бориса Годунова. Почти все они выходят на пластинках, одна из которых так и называется — «Боги, короли и демоны». Всего на счету певца около 30 оперных ролей, большинство из которых записаны на дисках.
За 20 лет сценической карьеры Папе достигает мирового признания как ведущий бас. Его пение называют благородным, протяжным, человечным, душевным. «Я не типичный немецкий певец. Я — basso cantante (певучий), а не „черный“, „рычащий“ бас», — говорит о себе артист. Достигнув театральных вершин, Рене резко меняет творческое направление и впервые обращается к камерной вокальной лирике. Его сольный дебют в Карнеги Холле с романсами Шуберта, Вольфа и Шумана вызвал огромный интерес и открыл новую страницу в биографии певца. Теперь он равномерно делит свое внимание между оперной сценой и концертным залом, гастролирует по всему миру, участвует в различных фестивалях. С ним сотрудничают все ведущие дирижёры и оркестры Европы, Азии и Америки. В Россию его первым пригласил Валерий Гергиев на петербургские «Звёзды белых ночей», и теперь он частый гость в нашей стране.
Текст: Анатолий Лысенков
Факты:
В 2004 году Папе принял участие в записи вокального цикла Mein Herz brennt (Мое сердце в огне) композитора Торстена Раша на музыку рок-руппы Rammstein для баса, сопрано, чтеца, хора и оркестра. «Раммштайн», как и Папе, тоже родом из бывшей ГДР, а с Рашем они вместе учились в дрезденском Кройцхоре, откуда вышли также другие знаменитые немецкие певцы Тео Адам и Петер Шрайер.
Среди «царственных» ролей в репертуаре Папе «Тамос — царь Египта» в опере Моцарта, Банко — родоначальник королевской династии («Макбет» Верди), Орест — царь Микен («Электра» Рихарда Штрауса), Герман, ландграф Тюрингии («Тангейзер» Вагнера). «Мы изображаем богов, королей и мефистофелей, которые все время страдают, они непременно несчастны. Тенора к концу оперы, как правило, тоже становятся несчастными, но все знаменитые арии у них, в отличие от басов, звучат обычно до этого момента, а у нас — с самого начала», — с сожалением констатирует певец.
Рене Папе — заядлый курильщик. Но на его низком голосе это, к счастью, не отражается негативно. Зато певец много занимается спортом.
Артист поет на 5 языках — немецком, английском, французском, итальянском и русском, который он изучал в школе во времена своего социалистического детства.
Папе неоднократно выступал в России, но ни разу не пел спектакли в Большом театре. Единственный его выход на эту сцену состоялся благодаря Ольге Ростропович, в 2016 году пригласившей его участвовать в гала-концерте памяти ее матери — великой певицы Галины Вишневской.
Рене Папе воспитывала бабушка. Когда мальчику было 2 года, его родители развелись. Именно бабушка и развила в ребёнке интерес к музыке, так как его дед по материнской линии был оперным тенором.
Голос Папе понижался в течение жизни. В детстве он пел альтом, в юности стал тенором, а с 18 лет — легким басом.
Папе — страстный коллекционер. Долгое время он собирал резиновых уток и в 2017 году выпустил серию собственных портретов в «утином» виде «PapeDuck», остроумно обыгрывая свое сходство с героем Диснея. Посмотреть их можно на сайте певца.