Его фамилия на идише означает «жемчуг» — дословно «перл». Он и в самом деле является настоящим художественным перлом, жемчужиной мирового скрипичного исполнительства.
Он — достойный продолжатель великих скрипачей ХХ века еврейского происхождения, прославившихся игрой на этом струнном инструменте: от Хейфеца, Стерна и Менухина до Ойстраха, Когана, Спивакова и других. Но, в отличие от них, ему с детства пришлось осваивать скрипку в сидячем положении, а не стоя, так как в 4 года он перенес полиомиелит и с тех пор передвигается только на костылях или в электро-кресле, что, впрочем, не помешало ему создать большую семью и стать отцом пятерых детей. Еще одна специфическая особенность музыканта — синестезия, то есть способность ощущать звуки и струны не только в собственно фоническом, но и в пространственно-цветовом виде (так называемая хроместезия, которой обладали также Скрябин, Римский — Корсаков, Мессиан…). И наконец, Перлман — один из рекордсменов премии «Грэмми» в «классической» номинации, получавший ее 16 раз. Впереди него только венгерский дирижер Георг Шолти с 31-й наградой.
Перлман родился в Тель-Авиве. Его родители прибыли в будущую столицу Израиля из польского, ныне украинского, Тернополя, и едва их сыну исполнилось 3 года, начинают учить мальчика игре на скрипке. Несмотря на тяжелую болезнь, он блестяще заканчивает местную музыкальную школу и тель-авивскую Академию музыки, а затем отправляется в Нью-Йорк (1958), где 13-летнего вундеркинда показывают на знаменитом телешоу Эда Сэлливана, открывшего Америке многих поп- и рок-звезд — Пресли, Битлз, Дорз и т. п. Этот успех дает Ицхаку возможность продолжить обучение в легендарной Джульярдской школе у Ивана Галамяна, учившегося в Москве, и его ассистентки Дороти Делэй, воспитавших таких известных скрипачей, как Пинхас Цукерман, Найджел Кеннеди, Дмитрий Ситковецкий и других. Окончив Джульярд, 18-летний Перлман дебютирует в престижном нью-йоркском зале «Карнеги-холл», выступает и в других городах страны, а также за рубежом, в том числе и на своей исторической родине с Израильским филармоническим оркестром. Тогда же он начинает записываться на пластинки и продолжает это по сей день, сделав десятки замечательных записей. Вместе с ним играли самые знаменитые солисты — Ростропович, Ашкенази, Йо-Йо Ма, дирижеры — Мета, Озава, Левайн и многие другие. Его игре присущи яркий темперамент, энергичность и выразительность исполнения в сочетании с технической безупречностью и особой выпуклостью звучания, идущей, вероятно, от его объемно-цветового «синестического» мышления. К тому же в его распоряжении два бесценных скрипичных раритета — «Страдивари» 1714 года, ранее принадлежавший Менухину, и «Гварнери» 1743 года.
Музыкант не ограничивается только классикой, а с удовольствием исполняет джаз, клезмерскую народную музыку, мелодии из мюзиклов и кинофильмов. Две из них принесли ему премию «Оскар» за саундтреки к «Списку Шиндлера» режиссера Стивена Спилберга и к «Мемуарам гейши» Роба Маршалла. Кроме того, Перлман ведет активную преподавательскую деятельность в Бруклинском колледже, родном Джульярде и собственной летней школе на острове Шелтер в Нью-Йорке, открытой им совместно с женой Тоби, тоже скрипачкой. Харизматичный и импозантный, с огромной курчавой шевелюрой, чем-то напоминающий певца Джо Дассена, он обладает прекрасным густым баритоном и часто сам ведет свои концертные программы и мастер-классы. Однажды его даже пригласили спеть небольшую партию слуги в опере «Тоска» при участии Доминго, Брузона и других оперных звезд. Перлман — частый гость и в Белом доме на различных президентских мероприятиях, и на телеэкране во всевозможных развлекательных и познавательных программах, включая популярный детский сериал «Маппет-шоу», за что, кстати, удостоен четырех телевизионных премий «Эмми». С начала 2000-х годов он обратился к дирижированию, что далеко не редкость для солирующих скрипачей, и работает с несколькими симфоническими оркестрами — Детройтским, Сент-Луисским, Вестчестерским и другими. Музыкант дважды гастролировал в нашей стране (1990 и 2009 г. г.), произведя неизгладимое впечатление на российских слушателей, которые с нетерпением ждут новой встречи с гениальным исполнителем.
Текст — Анатолий Лысенков.