Интерес к музыке барокко и более ранних эпох возрождается во второй половине 20 века, когда появляются многочисленные ансамбли и солисты, исполняющие ее на подлинных исторических инструментах. Один из главных представителей такого музыкального направления — голландский дирижер, органист и клавесинист Тон (Антониус) Копман.
Он родился в небольшом городке Зволле на севере страны, с детства играл на органе в местной церкви и пел в школьном хоре, исполняя преимущественно произведения Баха и его современников. Учеба в Амстердамской консерватории еще больше укрепляет тягу юноши к музыкальной старине, прежде всего благодаря профессору Густаву Леонхардту — пионеру аутентичного музицирования в Нидерландах, первому исполнителю всех баховских кантат с ансамблем Николауса Арнонкура. Впоследствии то же самое осуществит и его ученик, который еще студентом побеждает на конкурсе клавесинистов в бельгийском Брюгге сразу в двух номинациях — как солист и аккомпаниатор. Тогда же он создает свой первый барочный оркестр.
Окончив консерваторию, Копман изучает музыковедение в Амстердамском университете, постигая не только практику, но и теорию музыкального искусства, что приводит его к созданию в 1979 году собственного коллектива — Амстердамского барочного оркестра, а позже и одноименного хора, которыми он руководит по сей день. С ними маэстро гастролирует по всему миру, включая и Россию, участвует в различных международных смотрах, в том числе и в фестивале «Путеводитель по барокко» во Франции, основанном им самим; записывает все органные сочинения Баха на исторических инструментах и все его кантаты на 67 дисках, потратив на это 10 лет. Эта гигантская работа была выдвинута на премию «Грэмми» и получила много других престижных наград. Кроме того, им записаны полное собрание сочинений Букстехуде (30 томов), все органные концерты Генделя и многое другое. С 2003 года дирижер выпускает диски под собственным лейблом «Antoine Marchand», чтобы не зависеть от других звукозаписывающих компаний.
Наряду с интенсивной исполнительской деятельностью Копман много времени уделяет педагогической и научно-исследовательской работе преподает игру на клавесине в Амстердаме и Гааге, где у него учится первый японский исполнитель «всего Баха» Масааки Судзуки, ведет курсы в Лейденском университете, редактирует и готовит к изданию органные концерты и ораторию «Мессия» Генделя, также ораторию «Страшный суд» Букстехуде, а с 2004 года возглавляет общество этого немецкого композитора — старшего современника и кумира молодого Баха. Копмана часто приглашают большие симфонические оркестры — Консертгебау, Роттердамский, Баварский, Кливлендский, Берлинский, чтобы освоить подлинное, оригинальное исполнение произведений 17-18 веков, требующих иных способов и приемов игры, чем романтическая и современная музыка. И маэстро с удовольствием соглашается, признаваясь, что репертуарный предел для него — это Моцарт, Бетховен и Шуберт. Далее он не заглядывает.
Однако нельзя считать Копмана только эдаким «музыкальным сухарем», погруженным в старину. В 2014 году он и его оркестр дали серию детских концертов с дочерью маэстро — актрисой и певицей, которая играла и пела под их аккомпанемент. Представление прошло с аншлагом 20 раз, и на нём побывало свыше 25 тысяч юных зрителей. Причем, дети тоже могли выйти на сцену и даже встать за пульт. А сам отец солистки дирижировал то во фраке, то в пижаме, то под зонтиком, то в костюме пирата и имел оглушительный успех у публики.
Текст: Анатолий Лысенков.