Тимофей Докшицер. Галопирующий трубач
Тимофей Докшицер стал играть на трубе, чтобы досыта наесться и не мёрзнуть зимой без тёплой одежды. Десятилетнего мальчика отдали в военный оркестр. Кроме инструмента, парень получил гарантированный паёк и новое обмундирование. Военные «дядьки» опекали юного подопечного, учили его уму-разуму, ровности шага и ясности мысли в строю. Кто бы мог подумать тогда, что из «сына кавалерийского полка» со временем вырастет яркая индивидуальность, выдающийся трубач, и в его репертуаре заиграют новыми красками не только хрестоматийные марши, но и шедевры классики и джаза.
Тимофей Докшицер, усвоивший в детстве правильные уроки, отдал четверть века преподавательской деятельности в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, который он сам окончил. За вузом в годы брежневского застоя прочно закрепилась репутация музыкальной вольницы. Тимофей Докшицер стал олицетворением свободного, нетабуированного творчества. Толпы молодых людей собирались у здания на улице Воровского (ныне Поварской), чтобы послушать, как из окон аудитории, где вёл урок знаменитый трубач, рвались наружу джазовые пассажи из «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина. Произведения американского композитора тогда редко включали в филармонические абонементы, поэтому импровизированные «тусовки» у стен Гнесинки пользовались неизменным успехом у прогрессивной окультуренной публики.
Необычный формат прослушиваний игры трубача-виртуоза существовал много лет, ведь из класса Докшицера вышло порядка сотни учеников. Всех их моментально расхватывали лучшие оркестры.
О работе в знаковых музыкальных коллективах знал не понаслышке и сам Тимофей Александрович. Его музыкальные «академии» начались в оркестре 62-го кавалерийского полка, расквартированного в Москве. Позже, маэстро в своей первой из трёх написанных книг «Трубач на коне» вспоминал, что играть полагалось не только стоя, но и верхом на лошади, двигающейся впереди строя на лёгком галопе.
В годы войны Докшицер выступает в оркестре штаба Московского военного округа. В его составе Тимофей участвует в параде на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Молодого, статного, прекрасно смотрящегося на публике и к тому же невероятно талантливого Докшицера в 1947 году отправляют на международный конкурс в Праге. Там он завоёвывает первую премию, покоряя публику густым звуком и экспрессией. Сегодня в чатах можно увидеть много критических замечаний по поводу якобы излишнего вибрато Докшицера, мол, сейчас за такие выходки студентов бьют по губам. Но всех этих «проницательных читателей» хочется отправить… к записям маэстро, на которых его труба выводит мелодии авторов всех эпох и народов: «Вокализ» Рахманинова и «Мелодию» Рубинштейна, «Хабанеру» Равеля и прелюдии из Хорошо темперированного клавира Баха, «Утешение» Листа и «Полёт шмеля» Римского-Корсакова… Дискография Докшицера включает более двух десятков пластинок. Интерпретация мастера всегда стилистически точна, в тоже время своеобразна и «авторизована». Многие сочинения артист исполнял в собственной редакции и обработке. Он часто включал в программы выступлений популярные скрипичные миниатюры Крейслера и Сарасате. Возможно, транскрипции были музыкальным «приветом» отцу, который, не будучи профессиональным музыкантом, хорошо играл на скрипке и, к слову сказать, также на валторне и ударных.
Тимофей же не стал человеком-оркестром. Более того, закончив Московскую консерваторию по классу оперно-симфонического дирижирования, он дальше нескольких постановок за пультом оркестра Большого театра не пошёл. В конце концов он по-военному жёстко вычеркнул эту профессию из списка своих творческих приоритетов. Его страстью была только труба.
Докшицер играл на полном дыхании, всей душой и сердцем. В 68 лет мотор дал сбой — в Нидерландах музыкант перенес тяжелую операцию. Спустя год он покинул скачущий в нервной, синкопированной перестройке Советский Союз. Последние годы жизни Докшицер провёл в Литве, на исторической родине второй жены. Музыканта не стало в 2005 году. Но в России о гениальном трубаче не забыли. По случаю столетия со дня рождения Тимофея Докшицера гнесинцы проведут масштабный фестиваль. Он пройдёт при участии Всероссийского духового общества.
Текст: Ирина Столярова