«После этого концерта у меня больше нет желания дирижировать этим произведением самому», — сказал Витольд Лютославский об исполнении Владимиром Понькиным своей «Заутрени» для солистов, хора и оркестра. Настолько маэстро понравилось звучание собственного опуса.
У Понькина-дирижера сложилась географически насыщенная творческая судьба. Он родился в Иркутске, окончил музыкальную школу и училище на Кубани, затем Горьковскую консерваторию, а после — ассистентуру-стажировку у Геннадия Рождественского. Начинал он, как и его знаменитый тёзка Федосеев, как профессиональный баянист, однако, еще в годы обучения в Горьковской консерватории оказался в классе у единственной в Нижнем Новгороде женщины-дирижера Маргариты Александровны Саморуковой. Именно она, по словам музыканта, разглядела в нем истинное призвание и повезла на прослушивания в Московскую консерваторию. В этот же год Понькин туда успешно поступает. И сразу в класс к Геннадию Рождественскому, который на вступительных экзаменах ставит тому пятерку с четырьмя плюсами.
После окончания ассистентуры начинается большое путешествия Понькина по российским и зарубежным коллективам. В разные годы он возглавляет Ярославский симфонический, Краковский филармонический, Симфонический оркестр кинематографии, Симфонический оркестр Московской филармонии и другие коллективы. Сейчас Владимир Александрович руководит Кубанским симфоническим оркестром.
Долгие годы жизнь нашего героя была связана с оперой. Понькин занимал пост главного дирижера в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, в «Геликон-опере» и в Центре оперного пения Галины Вишневской. Под его руководством осуществлены десятки оперных и балетных постановок.
Кстати, именно балет Владимир Александрович считает самым сложным для дирижирования: «Там все на нюансах. Надо раскрутить фуэте, чтобы не убежать вперед или не опоздать, приземлиться вместе с балериной, а не после нее — и весь спектакль состоит вот из таких мелочей».
Список оркестров, в которых Владимир Понькин работал приглашенным дирижером, также внушителен. Вот лишь некоторые из коллективов: Симфонический оркестр Би Би Си, Симфонические оркестры Всесоюзного радио, Симфонический оркестр Шведского радио, Йенский симфонический, Миланский симфонический.
Солиден и репертуар дирижера — от знаменитейших шедевров классики до редко исполняемых опусов современных композиторов. Музыкант много раз выступал со знаменитыми солистами, среди которых Анджела Георгиу, Хосе Кура, Дмитрий Хворостовский, Евгений Нестеренко, Паата Бурчуладзе, Иво Погорелич и многие другие.
«Владимир Понькин тонко аккомпанирует певцам: их хорошо слышно, он будто угождает им, ничуть не отступая ни в темпе, ни в характере», — писали о дирижере в московской прессе.
При столь обширной дирижерской деятельности Владимир Александрович уделяет время и педагогике, преподавая в Московской консерватории и регулярно давая мастер-классы в разных городах и странах.
«Дирижерская профессия — сгусток профессиональных, ремесленных, человеческих качеств. Отсюда и бытующее понятие, что дирижирование — занятие второй половины жизни, отрезка зрелости», — считает Владимир Александрович.
Помимо музыки, у Понькина много других увлечений. Он режет по дереву и делает мебель, а еще обожает быть за рулём, считая вождение, как и дирижирование, творческим процессом.
Текст — Наталия Сергеева