Жизнь как фольклорный спектакль
Он увлекал русским искусством мир, творил в театре и на эстраде, возглавлял народные коллективы, писал музыку, прекрасно пел, блистал творческой фантазией. Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств, профессора, композитора, собирателя фольклора Александра Григорьевича Дармастука.
Будущий хоровой дирижёр родился на Урале весной, через год после войны. Его родители — мама — фармацевт и папа — ветеран Великой Отечественной, военный — вырастили одаренного сына. Саша начал играть на баяне, окончил в Екатеринбурге училище имени Чайковского. Выступал с вокально-инструментальными ансамблями. Попал в бурлящую эмоциями артистическую среду, писал музыку для театра. Этот опыт помог ему в последующем работать на сплетении жанров, трансформируя фольклор в театрализованные шоу.
Вектор музыкальной судьбы задают годы учёбы в Уральской консерватории имени Мусоргского. Александр получает профессию дирижёра, открывает для себя глубину и первозданную красоту народной песни. Сделав выбор единожды, не изменит ему никогда.
Уже на втором курсе Дармастук становится хормейстером Уральского народного хора и получает опыт управления большими коллективами. Позже уезжает в Омск уже главным хормейстером народного хора. Затем снова меняет географию, чтобы на Ставрополье возглавить ансамбль песни и танца. Здесь Дармастук полюбит и запишет казачьи песни и ритуалы. Спустя десятилетия, уже зрелым постановщиком, создаст в Москве жанровую музыкальную картинку «Приезд казаков в станицу» с танцами, шутками, колоритными костюмами.
После казачьего края — остановка на Украине, в ансамбле песни и танца «Полтава».
Напитавшись разноплановой культурой нашей в советские годы необъятной страны, Александр Григорьевич возвращается в Екатеринбург уже художественным руководителем Уральского народного хора.
Здесь, на малой родине, создаёт творческую общность профессионалов, ставит оригинальные шоу. Коллектив очень популярен, много гастролирует. Зрители более двух десятков стран аплодируют артистам с Урала.
В 2006 году Александр Дармастук переезжает в Москву. Его ждут в одном из коллективов радио «Орфей» — Академическом хоре русской песни. Ещё жив бессменный лидер хора, фольклорный гуру Николай Кутузов.
Российский государственный музыкальный телерадиоцентр поручает Дармастуку зажечь народным искусством людей, сделать его родным и современным для всех поколений. Человек увлечённый, он набирает новых вокалистов, танцоров и оркестрантов. Творческая фантазия велит ему нарядить хор в яркие костюмы и ввести в шоу обрядовых персонажей. Из большого коллектива он выделяет мобильные ансамбли, которые играют живые концерты.
Найденные в архивах и увиденные в поездках жанровые сценки Дармастук преобразует в красочные музыкальные номера. Необычная трактовка и новое звучание привлекают публику.
Зарисовкой «Обряд», основанной на церемонии прощания с рекрутами, артисты Академического хора русской песни радио «Орфей» провожают в армию новобранцев-срочников. Действо, полное частушек, танцев, остроумных диалогов, играют на праздновании Дня защитника Отечества.
Специально к Масленице Александр Дармастук сочиняет сюиту и раскрашивает её нарядными героями. Петух, гордо восседающий на огромном колесе, и симпатичный бычок до сих пор веселят гуляющих на проводах зимы.
Александр Григорьевич проработал в Академическом хоре русской песни радио «Орфей» 9 лет. В 2015 году, передав бразды правления талантливому преемнику Николаю Азарову, он вернулся на Урал. Жизнь мастера оборвалась летом прошлого года. Его песни, романсы и аранжировки живут на концертах.
Текст: Наталья Оганджанянц