Один из последних представителей знаменитой советской дирижёрской школы, он с успехом несет свое высокое искусство российским слушателям.
Его творческий облик сложился во второй половине прошлого века, в последние десятилетия существования СССР — «оттепельные» 60-е, «застойные» 70-е и перестроечные 80-е. Он — прямой свидетель и непосредственный участник развития и заката советского музыкального искусства, продолживший лучшие из этих традиций в нынешних условиях современной России. Симонов прошел блестящую школу дирижирования в Ленинграде у таких мэтров, как Рабинович и Мравинский, получил звание лауреата двух престижных исполнительских конкурсов — всесоюзного и международного, что открыло ему возможность возглавить несколько крупных музыкальных коллективов, в том числе главную оперную сцену страны — Большой театр. И все это — в самом начале его артистического пути, о чем в столь раннем возрасте можно только мечтать. Он стал самым молодым в истории, 28-летним главным дирижером ГАБТа и проработал в этой должности дольше всех своих советских коллег — целых 15 лет. Есть у него и другие профессиональные рекорды, например, он — первый отечественный победитель зарубежного дирижерского конкурса, проводимого академией «Санта-Чечилия» в Риме. Однако, за всеми этими внешними успехами стояли огромный каждодневный труд и упорное стремление к цели, позволившие ему преодолеть многочисленные трудности и препятствия и стать одним из ведущих дирижеров нашего времени.
Уроженец Саратова, Симонов вырос в семье хористов местного оперного театра, одного из старейших в России, и с детства был окружен музыкой. Талантливого мальчика, уже в 12 лет дирижировавшего ученическим оркестром, отправляют в Ленинград, где он заканчивает среднюю специальную музыкальную школу и консерваторию имени Римского-Корсакова по классам альта и дирижирования. После победы на римском конкурсе его берет своим ассистентом сам Мравинский в свой легендарный оркестр Ленинградской филармонии, но уже через год ему поступает от Министерства культуры еще более заманчивое предложение, от которого, кстати, он трижды отказывался, — встать во главе московского Большого театра. Конечно, молодого и еще неопытного худрука там встретили «в штыки» не только такие звездные солисты, как Галина Вишневская, но и сами оркестранты, недовольные его вмешательством в годами проверенный репертуар. Однако маэстро выдерживает этот натиск, сумев настоять на строжайшей производственной дисциплине и собственном взгляде на исполняемые произведения, требуя от музыкантов внимательного отношения к каждой партитуре и тщательной отработки всех ее деталей и нюансов. Такая самоотверженная работа еще больше закалила его характер и придала ему уверенность в своих силах. Покинув Большой в разгар перестройки, Симонов много раз меняет место работы, сотрудничает с различными отечественными и зарубежными оркестрами, как симфоническими, так и театральными, но никогда больше не берется за руководство оперными театрами — столь крепкую прививку от них он приобрел на заре своей карьеры. Впрочем, это не мешает ему ставить спектакли на многих сценах мира в качестве приглашенного маэстро — в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште и других городах.
С 1998 года он, наконец, находит главное место приложения своих творческое сил, став во главе оркестра Московской филармонии и вернув ему звание одного из лучших коллективов страны. Здесь он служит уже более 20 лет — дольше, чем кто-либо из его предшественников, ежегодно готовит и исполняет десятки интересных музыкальных программ, являющихся украшением столичного концертного репертуара и неизменно привлекающих внимание зрителей. Кроме того, он регулярно делится своим опытом с молодежью, проводит мастер-классы, семинары, возглавляет различные конкурсные жюри. Им подготовлены десятки молодых талантливых дирижеров — Кочнев, Головчин, Самойлов, Ринкявичус, Венгеров и другие, которые внесли значительный вклад в развитие исполнительского искусства. Многие из них постоянно выступают вместе с ним на юбилейных концертах мастера в родном для него московском зале имени Чайковского.
Текст — Анатолий Лысенков.
----------------------
Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове в семье оперных певцов. Впервые встал на дирижерский подиум в неполные 12 лет, продирижировав оркестром музыкальной школы. С 15 лет учился в музыкальной школе при Ленинградской консерватории. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Ю.Крамарова (1965) и по дирижированию у Н.Рабиновича (1969). В 1966 г. стал лауреатом 2-го Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, после чего возглавил Симфонический оркестр Кисловодской филармонии. В 1968 г. он стал первым советским дирижером — победителем международного конкурса. Это случилось в Риме на IV конкурсе оркестровых дирижеров Национальной Академии Santa Cecilia.
Стажировался у Е. А. Мравинского в Академическим симфоническим оркестре Ленинградской филармонии. С тех пор Ю.Симонова связывают тесные творческие контакты с этим прославленным коллективом, кроме регулярных выступлений в Большом зале филармонии, дирижер принимал участие в зарубежных турах оркестра, включающих выступления в Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Чехии.
В 1969 г. Ю. Симонов дебютировал в Большом театре СССР в «Аиде» Верди, а уже в следующем году был назначен главным дирижером ГАБТа и занимал этот пост до 1985. В 1979 воссоздал Камерный оркестр Большого театра. Годы работы маэстро в театре стали одним из ярчайших периодов в истории Большого. Под руководством Ю.Симонова состоялось поистине эпохальное возвращение на сцену театра оперного творчества Р.Вагнера после почти 40-летнего отсутствия («Золото Рейна», 1979); прошли премьеры ряда выдающихся произведений советских композиторов («Анна Каренина» Щедрина, 1972, «Золотой век» Шостаковича, 1982).
В 80-е годы Ю. И. Симонов осуществил ряд оперных постановок в крупнейших оперных театрах мира. В 1982 он дебютировал с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском Covent Garden, а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. На его счету — постановки «Дон Карлоса» Верди в Лос-Анджелесе, «Хованщины» Мусоргского в Сан-Франциско, «Саломеи» Р.Штрауса во Флоренции, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Пиковой дамы» Чайковского в Оpera Bastille (Париж), ряда опер Вагнера в Будапеште.
В 1982 г. маэстро Симонов впервые продирижировал концертом Лондонского симфонического оркестра (LSO), с которым впоследствии неоднократно сотрудничал. В качестве приглашенного дирижера выступал со многими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии, Южной Америки, сотрудничал со всеми ведущими коллективами России. Участвовал в крупнейших международных фестивалях: Эдинбургском и Salisbury в Великобритании, Tanglewood в США, фестивалях Малера и Шостаковича в Париже, «Пражская весна», «Пражская осень», «Будапештская весна» и других.
В 1985–1989 гг. руководил Государственным Малым симфоническим оркестром СССР.
В начале 1990-х Симонов был главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина). В 1994–2002 гг. — музыкальный директор Бельгийского Национального оркестра в Брюсселе.
В 2001 г. Ю.Симонов основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Он также является постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, в котором за долгие годы сотрудничества (с 1977) поставил десять опер Р.Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга». Кроме оперных постановок и концертов со всеми Будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 года ведет летний международный мастер-курс в Будапеште, который посетило более ста молодых дирижеров из тридцати стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю.Симонове три фильма.
В 1978–1991 гг. Юрий Симонов вёл класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, с 1985 — профессор. В настоящее время регулярно проводит мастер-классы в России и за рубежом. Среди его учеников: И.Головчин, Г.Ринкявичюс, П.Сальников, Е.Самойлов, В.Симкин, Д. Ситковецкий, П.Сорокин, И.Сукачев, Д. Яблонский, М.Венгеров, Д. Кирпанев, И.Манашеров. Маэстро неоднократно являлся членом жюри на дирижерских конкурсах во Флоренции, Токио, Будапеште.
С 1998 года Юрий Симонов является художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Московской филармонии. Под руководством Ю.Симонова оркестр в короткий срок возродил славу оркестра как одного из лучших в России. В работе с оркестром особо проявились высокопрофессиональные качества маэстро: особая дирижерская пластика, умение устанавливать доверительный контакт с залом, яркое театральное мышление. За эти годы дирижером подготовлены сотни программ, проведены гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time). Юбилею работы Ю.Симонова с оркестром был посвящен абонементный цикл «10 лет вместе» филармонического сезона 2008/2009.
В поистине безграничном оперном и симфоническом репертуаре дирижёра — произведения всех эпох и стилей, от венских классиков до наших современников. Большой популярностью слушателей пользуются составленные им сюиты из балетов Чайковского и Прокофьева.
Дискография Ю.Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).