Симонов Юрий Иванович

род. 04.03.1941
  • Россия
  • СССР
Симонов Юрий Иванович
Один из последних представителей знаменитой советской дирижёрской школы, он с успехом несет свое высокое искусство российским слушателям.
Его творческий облик сложился во второй половине прошлого века, в последние десятилетия существования СССР — «оттепельные» 60-е, «застойные» 70-е и перестроечные 80-е. Он — прямой свидетель и непосредственный участник развития и заката советского музыкального искусства, продолживший лучшие из этих традиций в нынешних условиях современной России.
Симонов прошел блестящую школу дирижирования в Ленинграде у таких мэтров, как Рабинович и Мравинский, получил звание лауреата двух престижных исполнительских конкурсов — всесоюзного и международного, что открыло ему возможность возглавить несколько крупных музыкальных коллективов, в том числе главную оперную сцену страны — Большой театр. И все это — в самом начале его артистического пути, о чем в столь раннем возрасте можно только мечтать.
Он стал самым молодым в истории, 28-летним главным дирижером ГАБТа и проработал в этой должности дольше всех своих советских коллег — целых 15 лет. Есть у него и другие профессиональные рекорды, например, он — первый отечественный победитель зарубежного дирижерского конкурса, проводимого академией «Санта-Чечилия» в Риме. Однако, за всеми этими внешними успехами стояли огромный каждодневный труд и упорное стремление к цели, позволившие ему преодолеть многочисленные трудности и препятствия и стать одним из ведущих дирижеров нашего времени.
Уроженец Саратова, Симонов вырос в семье хористов местного оперного театра, одного из старейших в России, и с детства был окружен музыкой. Талантливого мальчика, уже в 12 лет дирижировавшего ученическим оркестром, отправляют в Ленинград, где он заканчивает среднюю специальную музыкальную школу и консерваторию имени Римского-Корсакова по классам альта и дирижирования.
После победы на римском конкурсе его берет своим ассистентом сам Мравинский в свой легендарный оркестр Ленинградской филармонии, но уже через год ему поступает от Министерства культуры еще более заманчивое предложение, от которого, кстати, он трижды отказывался, — встать во главе московского Большого театра. Конечно, молодого и еще неопытного худрука там встретили «в штыки» не только такие звездные солисты, как Галина Вишневская, но и сами оркестранты, недовольные его вмешательством в годами проверенный репертуар. Однако маэстро выдерживает этот натиск, сумев настоять на строжайшей производственной дисциплине и собственном взгляде на исполняемые произведения, требуя от музыкантов внимательного отношения к каждой партитуре и тщательной отработки всех ее деталей и нюансов. Такая самоотверженная работа еще больше закалила его характер и придала ему уверенность в своих силах.
Покинув Большой в разгар перестройки, Симонов много раз меняет место работы, сотрудничает с различными отечественными и зарубежными оркестрами, как симфоническими, так и театральными, но никогда больше не берется за руководство оперными театрами — столь крепкую прививку от них он приобрел на заре своей карьеры. Впрочем, это не мешает ему ставить спектакли на многих сценах мира в качестве приглашенного маэстро — в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште и других городах.
С 1998 года он, наконец, находит главное место приложения своих творческое сил, став во главе оркестра Московской филармонии и вернув ему звание одного из лучших коллективов страны. Здесь он служит уже более 20 лет — дольше, чем кто-либо из его предшественников, ежегодно готовит и исполняет десятки интересных музыкальных программ, являющихся украшением столичного концертного репертуара и неизменно привлекающих внимание зрителей. Кроме того, он регулярно делится своим опытом с молодежью, проводит мастер-классы, семинары, возглавляет различные конкурсные жюри. Им подготовлены десятки молодых талантливых дирижеров — Кочнев, Головчин, Самойлов, Ринкявичус, Венгеров и другие, которые внесли значительный вклад в развитие исполнительского искусства. Многие из них постоянно выступают вместе с ним на юбилейных концертах мастера в родном для него московском зале имени Чайковского.
Текст — Анатолий Лысенков
Поиск по сайту