
Гил Шахам — музыкант, переосмысливающий классическую скрипичную традицию. Родившись в американском университетском городке, он с раннего детства оказался на перекрёстке культур: израильские корни родителей, образование в Иерусалиме и Нью-Йорке сформировали его уникальный исполнительский почерк. Поворотным моментом стало выступление 10-летнего Шахама с Иерусалимским симфоническим оркестром. Этот концерт привлёк внимание Зубина Меты, пригласившего юное дарование выступать с Израильским филармоническим оркестром.
В 1982 году Шахам стал самым молодым победителем конкурса скрипачей в Израиле, что открыло ему двери Джульярдской школы. 1989 год ознаменовался триумфальным выступлением с Лондонским симфоническим оркестром, заменившим заболевшего Ицхака Перлмана. С этого момента карьера Шахама развивалась стремительно: записи для Deutsche Grammophon, контракты с ведущими оркестрами мира, премия «Грэмми» за интерпретацию концертов Барбера и Корнгольда.
Особое место в творчестве музыканта занимает камерная музыка. Его ансамбль с пианистами Андреем Гавриловым и Горацио Гутьерресом, а также многолетнее сотрудничество с братом — пианистом Шайом Шахамом — стали эталонными в исполнении сонат Брамса и Бетховена. В 2000-х Шахам начал масштабный проект по записи всех скрипичных концертов XX века. Особый резонанс получили его интерпретации произведений Прокофьева и Шостаковича, где сочетание технической безупречности и эмоциональной глубины раскрыло новые грани этой музыки.
«Скрипка — это голос, который говорит на всех языках мира», — утверждает Шахам. Этот принцип он воплощает в своём последнем проекте — цикле концертов «Скрипка без границ», где классические произведения звучат в диалоге с традиционной музыкой Ближнего Востока. Сегодня Шахам продолжает активную концертную деятельность, совмещая выступления с преподаванием в Музыкальной академии в Базеле. Его мастер-классы, в том числе проведённые в Московской консерватории, стали легендарными среди молодых музыкантов.