Леонид Чижик. Патриарх советского джаза
Джазового пианиста Леонида Чижика все знают как непревзойдённого мастера импровизаций. Как говорит сам артист, он не готовится к выступлениям, так как часто не знает, что же будет в итоге играть.
Осенью 1999 года у Большого зала Московской консерватории собрались люди совсем не похожие на любителей ортодоксальной классики. Их было немного, они разгорячённо гудели, разрывая монотонный шум проезжающих мимо машин рваными по ритму дружескими приветствиями в предвкушении важного для них события: в БЗК впервые со времени отъезда в Германию давал концерт легенда советского джаза Леонид Чижик. Вопреки многолетней привычке выдавать спонтанные программы, маэстро объявил заранее, что вечер посвятит музыке Моцарта. Джазовый ракурс вечера вырисовывался из нескольких «полотен»: двух увертюр венского классика, его Концерта для фортепиано с оркестром № 23 и собственного опуса «Фантазии-вариаций на тему Моцарта». Выступление превратилось в занимательную игру: в каком месте нотного текста заканчивается музыка Моцарта и начинаются импровизации Чижика? Каждую первую джазовую ноту и последнюю в фирменных каденциях в зале, вопреки здешним традициям, встречали овациями. Впрочем, шумела полностью заполненная галерка, а не респектабельный полупустой партер.
Концерт, как ни странно, не получился ностальгическим. Эксперименты с Моцартом, а заодно и с Чайковским, когда «Подснежник» великого русского классика Чижик «рубит на корню» жесткими синкопами, совсем не сочетаются с джазовыми изысками музыканта в 60–80-е годы. Тогда его имя гремело по всему Советскому Союзу. Фирма «Мелодия» выпустила несколько дисков Чижика. В 1979 году его приглашают к участию в фильме из научно-познавательного цикла «Музыка в музейных залах». Молодой Чижик весь свой уникальный дар импровизации направляет на картины Анри Матисса, которые художник объединил в серию под названием «Джаз». Размещенные на листах цветные кусочки пианист пытается собрать в единую мозаику и достигает абсолютного совершенства в этом начинании. Галерея женских образов оживает в томных и тягучих гармониях, пальцы пианиста выписывают на клавиатуре тончайшей красоты детали облика героинь. Абсолютно гениальная ручная работа во всех смыслах.
После этого проекта стало очевидно, что Леонид Аркадьевич Чижик — это джазовый гений, который может дать фору западным коллегам. Сам же артист, гастролируя со своим трио в начале 70-х по Европе, признавался потом, что словосочетание «советский джазмен» вызывало у тамошней публики иронию и отторжение. Может быть, он поэтому и решил эмигрировать, поселиться в Мюнхене, преподавать в престижных европейских вузах, выступать в Карнеги-холле и Ла Скала и доказать всему миру свою профессиональную состоятельность. И что для этого не обязательно быть американцем. Можно родиться в Кишинёве, провести детство и сделать первые музыкальные шаги в Харькове, за высшим образованием приехать в Москву, быть отчисленным за прогулы и в итоге «корочку» получить в Горьком.