Наследник Листа в ХХ веке
Игра на рояле Дьёрдя Цифры была поистине феноменальной. Невероятная скорость движения рук и пальцев, легко, красочно и одухотворенно воспроизводящих на клавишах все, что хочется пианисту, и даже больше. Пожалуй, столь совершенного владения инструментом мало кто достигал из виртуозов, за исключением, может быть, лишь самого Листа, который стал для него образцом.
Венгерский виртуоз прожил тяжелую жизнь. Он родился в Будапеште в бедной семье цыганских музыкантов и уже с 5 лет, самоучкой освоив фортепиано, стал помогать родителям, играя в кабаках, где ему приходилось сходу подбирать любые мелодии. Талантливого ребенка замечают преподаватели Будапештской музыкальной академии, и в 9 лет Цифра становится ее студентом — самым юным в истории учебного заведения, а заканчивает в 14-ть, когда многие туда еще только собираются поступать. И начинаются гастроли по родной стране и за ее пределами, но вскоре его карьеру прерывает 2-я мировая война. Музыкант попадает на Восточный фронт и чудом остается жив, оказавшись в советском плену.
На родину, ставшую к тому времени социалистической, он возвращается только в 1947 году, а там вскоре начинается кампания против инакомыслящих. Далекого от политики Цифру как неблагонадежного сажают в тюрьму, где калечат ему руки, заставляя выполнять тяжелую физическую работу. Он освободится только после смерти Сталина и до конца жизни будет вынужден играть с кожаной повязкой на запястье. Накануне антикоммунистического восстания в Будапеште, ему удается бежать с семьей за границу.
Его новая родина — Франция. Здесь он много выступает, записывается на пластинки, играет произведения Шопена, Чайковского, Рахманинова. Делает собственные блестящие обработки сочинений Римского-Корсакова, Хачатуряна, Штрауса, поражая публику эффектным переосмыслением первоисточников. Но, конечно, главной в репертуаре Дьёрдя Цифры навсегда останется музыка его великого земляка Ференца Листа.
Текст — Анатолий Лысенков