«Он был одним из сильнейших клавиристов своего времени и, считается, дал названия мелизмам на немецком языке, указав правильные способы их исполнения на инструменте», — писал об Иоганне Каспаре Фердинанде Фишере немецкий композитор и органист второй половины 18 века Эрнст Людвиг Гербер.
Подробности жизни Фишера обрывочны и не всегда однозначны. Согласно последним исследованиям, будущий композитор родился в богемском Шенфельде, а молодость провел на северо-западе Чехии.
Первые достоверные сведения о Фишере появились только в середине 1690-х, когда он стал работать капельмейстером у Людвига Вильгельма Баденского. При этом дворе композитор прослужил почти 60 лет.
Иоганн Форкель, начавший свой творческий путь уже после смерти Фишера, считал своего предшественника одним из выдающихся композиторов, оказавших большое влияние на развитие клавирной музыки в Германии. И это действительно так.
Многие работы Иоганна Фишера написаны под влияние французского барокко и, в частности, Жана Батиста Люлли, придворного композитора Людовика XIV. Благодаря увлечению французской музыкой, Фишер стал новатором в уже устоявшемся к тому времени жанре клавирной сюиты, имевшей четкую структуру «алеманда-куранта-сарабанда-жига». Композитор сильно разбавил эту четверку, добавив туда свои любимые французские танцы: менуэт, поспит, бурре, — и придав тем самым форме сюиты большую свободу и импровизационность.
Кстати, ноты клавирных сюит Фишера значились в коллекции самого Иоганна Себастьяна Баха, который высоко ценил творчество современника. Впрочем, как и Гендель.
По мнению некоторых исследователей, влияние Фишера на музыку Иоганна Себастьяна можно обнаружить в «Хорошо темперированном клавире», где основной форме фуги предшествует импровизационная прелюдия.
Многие произведения Фишера опубликовали еще при жизни композитора, что говорит об интересе современников к его творчеству.
Умер Иоганн Каспар Фердинанд Фишер в небольшом немецком городе Раштатт, расположенном недалеко от Рудных гор, в 1746 году.
Текст — Наталия Сергеева