Жители Ирландии начала 19-го века почти не знали талантливого соотечественника Джона Филда. Композитор сделает карьеру в далёкой России, а родную землю, кажется, рад был покинуть как можно скорее. Одно из воспоминаний детства в Дублине — уроки музыки с дедом, работавшим церковным органистом. Наставления сменялись побоями. Тумаков не жалел и отец-концертмейстер, желавший сделать из сына если не второго Моцарта, то уж точно лучшего пианиста Лондона. В 10 лет юный Филд даёт первый концерт, а через некоторое время оказывается столице Англии, где его в ученики берёт самый модный педагог того времени Муцио Клементи.
Маэстро рассудил, что уникальный талант его ученика будет прекрасной рекламой фирмы роялей Клементи. Продажа инструментов позвала в дорогу, и после европейского турне музыканты отправились в далекую Россию. Пересекая границу империи, двадцатилетний Филд вряд ли думал, что останется здесь почти на всю жизнь. В Петербурге ирландец быстро становится востребованным репетитором, которого ждут в самых знатных домах. Он близко знаком с любящим музицировать Грибоедовым, встречается с Пушкиным. Среди учеников — Дюбюк, Верстовский, Гурилёв и даже Михаил Глинка. О своём учителе он оставит тёплые воспоминания: «Помню его сильную и мягкую игру. Казалось, что не он ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них, подобно крупным каплям дождя, и рассыпались жемчугом по бархату».
Филд уделял огромное внимание звукоизвлечению, считал себя продолжателем традиций Баха и Моцарта, но так и не понял величие Бетховена. Он с успехом сочинял Сонаты, фантазии, рондо, но настоящую славу ему принесло создание нового жанра. Это Ноктюрн. Когда опубликовали первые лирические миниатюры Филда с таким названием, Шопен был еще ребенком. И хотя спустя годы он достиг совершенства в этом формате, именно ирландский композитор подарил миру Ноктюрн.
Слава «Ивана Романовича», как звали Филда в московских богемных кругах, распространилась за пределы России. Под конец жизни музыкант совершит большое турне по Европе. Посетит Лондон, Париж, Брюссель, Лион, Милан и другие города. Но последние годы проведёт в России. Его не станет в 1837-м. И пусть имя композитора больше известно музыковедам и меломанам, чем широкой публике, памятник Джону Филду и по сей день стоит на Введенском кладбище Москвы.
текст — Никита Курочко