Фортепианный собеседник
Он — один из отечественных музыкальных рекордсменов-пианистов, давший за свою жизнь свыше четырёх тысяч концертов, многие из которых сопровождал рассказами о произведениях, которые играл.
Путь Алексея Скавронского в музыку был нелегким и крайне извилистым. Завершив почти к 30 годам музыкальное образование, он до того поступал в три консерватории трех городов, сменил за время обучения 8 педагогов, половина из которых — крупнейшие и известнейшие музыканты середины прошлого века, но все равно не переставал искать себя, продолжая совершенствоваться и дальше. Часто ему откровенно не везло по разным причинам — объективным и не очень, но зато были порой и удачные стечения обстоятельств, посланные ему как бы свыше, которые неуклонно вели его к намеченной цели и позволили в конце концов найти собственный путь в искусстве, стать настоящим мастером своего дела.
А заключалось оно не только в превосходном владении инструментом, но и в умении понятно и подробно рассказать об исполняемых произведениях, раскрыть с помощью слов заложенные в них чувства, настроения и эмоции, объяснить, какими приемами и средствами пользуются композитор и исполнитель, чтобы добиться того или иного художественного эффекта. Именно этому синтезу звука и слова в раскрытии образного содержания музыки, делающему ее более понятной для любого слушателя, и была посвящена его блестящая творческая карьера.
Он носил ту же польскую фамилию, что и жена Петра Великого императрица Екатерина Первая, уроженка Прибалтики, и, вполне возможно, был ее каким-то очень дальним потомком. Во всяком случае, его родина — город на Неве, основанный именно мужем императрицы. Отец Скавронского, пианист и выпускник Ленинградской консерватории, погиб на фронтах Великой Отечественной войны, а мать, знавшая несколько языков, работала в советской разведке переводчицей. Ее вместе с сыном, только что поступившим в специальную музыкальную школу-десятилетку к известному педагогу Савшинскому, эвакуировали всего за несколько дней до блокады города.
Занятия музыкой мальчик продолжил сначала в Красноярске, куда они переехали, а потом — в столице Румынии, где после Победы служила его мама. В Бухарестской консерватории очередным его наставником становится знаменитая Флорика Музическу, у которой учились такие замечательные румынские пианисты, как Дину Липатти и Раду Луппу. Однако после демобилизации матери Скавронский возвращается на родину и заканчивает школу у своего прежнего педагога, у которого учился еще его отец, а кроме него — Берман, Тайманов, Каравайчук, Слонимский и другие известнейшие музыканты Ленинграда.
Но вот поступить в Ленинградскую консерваторию в 1950 году Скавронскому не удаётся из-за тогдашней «борьбы с космополитами», жертвой которой становится и его любимый учитель Самарий Савшинский. Поэтому юноша едет в Москву, где его принимает в столичную консерваторию сам Гольденвейзер, но вскоре, из-за огромной занятости, передает одному из своих лучших учеников, Григорию Гинзбургу. Став позже его аспирантом, Алексей побеждает на международном конкурсе «Пражская весна», куда его готовила, правда, другая знаменитая пианистка, Мария Гринберг. А через год ему доверяют участвовать в Первом конкурсе имени Чайковского, где побеждает американец Вэн Клайберн, а Скавро́нский в виде исключения становится «дополнительным» 9-м финалистом, вместо положенных восьми, и получает почетный диплом.
Но и после этого успеха он продолжает совершенствоваться у патриарха отечественной музыкальной педагогики, опытнейшего профессора Гнесинки Бориса Берлина, воспитавшего за 60 с лишним лет работы сотни талантливых пианистов. И только теперь Скавронский, которому уже под 30, наконец полностью ощущает себя сложившимся музыкантом, способным на самостоятельные действия, поступает на работу в Москонцерт и начинает ездить по всей стране с сольными выступлениями, которые сам же и ведет. Постепенно из его кратких авторских комментариев вырастают целые лекции, вскоре превращающиеся в телевизионные циклы «Беседы у рояля» и «Как слушать и понимать музыку», пользовавшиеся огромной популярностью у публики. Спрос на них и их автора со стороны региональных филармоний неуклонно растет, и музыканту приходится работать буквально на износ, давая примерно по 100 и более концертов в год в течение многих лет, причем в самых разных уголках страны, вплоть до таких, где до него вообще никогда не звучала классическая музыка.
Кроме того, он возглавляет специальный филармонический отдел Москонцерта, курируя и направляя работу других академических исполнителей, и лишь незадолго до распада СССР его интенсивная концертная деятельность завершается. Тогда, в начале 90-х, Скавронский обращается к педагогике и до конца жизни преподает в Гнесинской академии, используя свой богатый лекторский опыт, накопленный за долгие годы гастролей. Одновременно он вновь, после долгого перерыва, начинает выступать за рубежом, на что раньше ему совершенно не хватало времени, и возвращает себе почти забытую международную известность. Музыкант скончался на 77-м году жизни, и его прах покоится на Хованском кладбище Москвы рядом с могилой матери.
Текст — Анатолий Лысенков