Андрей Вознесенский. Голос советской поэзии
Стихи одного из культовых советских авторов Андрея Вознесенского приходят на память вместе с популярными песнями, спектаклями театра на Таганке и Ленкома, а также аншлаговыми концертами в Большом зале Московской консерватории.
Вознесенский-поэт появился на свет в 14 лет. В этом возрасте он показал свои стихи Борису Пастернаку и снискал одобрительную оценку. В конце 50-х на волне «оттепели» Андрей стал кумиром советской молодёжи. Ей нравилось в юноше всё — и необычная манера «распевания» слогов в словах, и экстравагантность в одежде. В «буржуазной» водолазке Вознесенский пришёл в Кремль на встречу творческой интеллигенции с партактивом страны и получил разнос от генсека Хрущёва. Свидетелем скандала был сидящий в зале Родин Щедрин. С начала 60-х композитор стал ходить на поэтические вечера Вознесенского. Там они познакомились, стали друзьями, а потом авторами новаторского произведения «Поэтория» — Концерта для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и симфонического оркестра. Появление на сцене Московской консерватории солиста-чтеца Вознесенского и «золотого» народного голоса Людмилы Зыкиной публика встретила взволнованным шёпотом. На первых строчках «диссидентских» стихов из сборника «Ахиллесово сердце» зал замер в оцепенении. Второе представление отменили. Но не навсегда. Фирма «Мелодия» даже смогла сделать концертную запись сочинения.
В 60-70 е годы в Театре на Таганке идёт спектакль «Антимиры». Острыми, публицистическими рифмами Вознесенского рвёт гитарные струны Владимир Высоцкий. В начале 80-х вся Москва обсуждает постановку «Юнона и Авось» в Ленкоме. Премьера рок-оперы композитора Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского имеет оглушительный успех. С экранов телевизоров и радиоточек на кухнях граждан во всех уголках страны звучит хит Раймонда Паулса «Миллион алых роз». Вознесенского именуют поэтом -песенником. Сам Андрей Андреевич в это время занят новым циклом стихов, где есть такие строчки: «Я люблю в консерватории не большой, а малый зал…». Сборник опубликовали в середине 80-х годов. Тогда во всех журналах огромными тиражами стали печатать литераторов перестроечной волны. Цензуру отменили. Протестные стихи поэтов-шестидесятников оказались невостребованными.
Вознесенский вернулся в архитектуру. Спроектировал и построил вместе с Церетели памятник русско-грузинской дружбы. Когда она закончилась, демонтировали и монумент. Последнюю книгу воспоминаний «На виртуальном ветру» Андрей Вознесенский написал в 90-е годы.