Андрес Сеговия. Орфей классической гитары
Выдающийся испанский гитарист 20 века Андрес Сеговия в раннем детстве брал уроки игры на фортепиано, виолончели и скрипке. Музыкальные приоритеты изменились после домашнего концерта гитариста фламенко, пришедшего в гости к родственникам Андреса. Вдохновенные импровизации вызвали восторг у мальчика. Он тут же попросился к мужчине в ученики. Занятия продолжались полтора месяца. Впоследствии Сеговия к педагогам не обращался и самостоятельно оттачивал мастерство по несколько часов в день. Этой привычке артист не изменял на протяжении всей творческой жизни.
Дом в Андалусии, в котором на свет появился Андрес Сеговия, не сохранился. На построенном вместо него здании только именная табличка. Её повесили лишь спустя полвека с момента начала карьеры неподражаемого музыканта-виртуоза. Ругать власти региона за нерасторопность не стоит: гений классической гитары «родился» на постаменте знаменитого концертного холла Палау в Барселоне. Под его величественными сводами в присутствии более двух тысяч человек полноватый юноша в роговых очках играл транскрипции Баха. Сначала публика не понимала, как на сцену, где выступают лучшие хоровые коллективы, симфонические оркестры и органисты, попал гитарист. До него такие вещи не практиковались. Ко второму отделению стало понятно, что «самозванец» творит чудеса: на акустической гитаре извлекает объёмный звук, который долетает до верхних ярусов огромного зала.
Вскоре о безграничных возможностях инструмента на концертах Сеговии узнала вся Испания. Андрес расширял репертуар, включая в программы обработки Генделя, Моцарта, Бетховена. Позже их произведения он исполняет как солист с симфоническими оркестрами. Один из самых популярных латиноамериканских композиторов Вила-Лобос сочинил специально для своего друга Концерт для гитары. Он впервые прозвучал в Хьюстоне.
В США Сеговия выступал с успехом с начала 20-х годов. Ему рукоплескала публика европейских столиц. С триумфом гастролировал и в СССР. В нашей стране артист побывал трижды. В 1936 году Большой зал Московской консерватории он поделил с выдающимся французским пианистом Альфредом Корто. Сеговия к тому моменту окончательно закрепился в статусе гитариста-классика. Тогда в программу он включил один из бесспорных шедевров полифонического искусства — «Чакону» Баха. Сеговия полагал, что великий немецкий композитор написал её первоначально для лютни, а затем переложил для скрипки.
Неутомимый концертирующий артист активно занимался и исследовательской деятельностью. Сеговия сильно сокрушался, когда во время Гражданской войны в Испании разграбили и подожгли его особняк вместе с библиотекой, где хранились ценные книги по искусству и рукописями ещё не изданных нот испанских и зарубежных композиторов. Но его домом к тому моменту стал весь мир: гитарист выступал с гастролями до 90 с лишним лет. В репертуаре было свыше полутысячи произведений, в том числе и собственного сочинения.