«Ночной Гаспар» французского пианизма.
Среди лучших французских пианистов 20 века, таких как Корто, Лонг, Казадезюс и другие, особое место занимает Самсон Паскаль Франсуа. Он выделяется среди своих коллег как особенностями биографии, так и не совсем обычным стилем исполнения, не во всем совпадающим с общепринятыми нормами. Нетипично уже само имя, данное ему экзальтированными родителями — Самсон, от библейского героя, для силы; Паскаль, от великого ученого — для ума. И при этом у него самая распространенная, если не сказать заурядная, национальная фамилия Франсуа.
Столь же необычно и происхождение музыканта. Он родился в немецком Франкфурте-на-Майне в семье сотрудников французского консульства и с детства скитался с ними по разным странам — Германии, Италии, Сербии, Франции, попутно обучаясь музыке. Наконец, в Ницце, где он учился в местной консерватории, талантливого юношу замечает мэтр французского пианизма Альфред Корто и приглашает его в свою парижскую школу «Эколь нормаль».
В столице наставниками юного дарования становятся также другие известные педагоги, в том числе Маргерит Лонг, которая в 1943 году устраивает в Париже, вместе со скрипачом Тибо, новый музыкальный конкурс, явившийся своеобразным культурным вызовом фашистскому режиму Виши. И первым лауреатом этого соревнования, ныне одного из самых престижных в мире, становится ее ученик Франсуа. Эта победа позволяет ему, несмотря на войну, начать концертную деятельность.
Он гастролирует в Англии и США, а уже после войны, в 1956 году, одним из первых зарубежных музыкантов приезжает в СССР, где становится любимцем советской публики, как и его соотечественники Эдит Пиаф и Жерар Филипп. В 1964 году после 30-летнего перерыва он первым серди западных исполнителей едет в коммунистический Китай.
Начиная с 1950 года, пианист много записывается. Его первая пластинка — цикл «Ночной Гаспар» Равеля. Среди других любимых им композиторов — Шопен, Шуман, Дебюсси, отчасти Лист и Прокофьев. Однако игру музыканта, при всей ее легкости и естественности, многие авторитетные критики считали недостаточно продуманной и глубокой. По словам одного из авторов, «искусством француза можно любоваться, но волновать по-настоящему оно не в состоянии. Женственное по своему облику, оно источает не мысль, а словно бы аромат тонких парижских духов». В нем есть даже что-то от импровизации и джаза, поклонником которого Франсуа был всю жизнь. Он к тому же вел довольно светский образ жизни, часто посещая ночные клубы и другие развлекательные заведения, что, видимо, отразилось не только на его мастерстве, но и на здоровье.
Он умер от разрыва сердца, прожив всего 46 лет, что крайне мало для пианистов, которые, наряду с дирижерами и певцами, считаются долгожителями среди музыкантов.
Текст: Анатолий Лысенков