Наследник советской фортепианной школы
Он — один из последних представителей советской фортепианной школы на пространстве бывшего СССР, продолжающий ее традиции в XXI веке.
На формирование музыканта оказали влияние три главных фактора. Прежде всего, это его педагоги из Харьковской специальной музыкальной школы — ученики преподававшей там сестры гениального пианиста Владимира Горовица Регины, которые передали ему творческую эстафету от этих двух выдающихся исполнителей ХХ века. Кроме того, огромную помощь и поддержку ему оказал другой знаменитый харьковчанин, народный артист СССР Владимир Крайнев, ученик великого Нейгауза. И наконец, на большую сцену первым его вывел скрипач и дирижер Владимир Спиваков, пригласивший юного Сашу на гастроли со своим ансамблем «Виртуозы Москвы» по России и ближнему, а потом и дальнему зарубежью. Значительную роль в становлении Александра сыграли родители, отдавшие все силы для обучения сына, а также его сестра, являющаяся сейчас арт-директором своего «звездного» брата, уже много лет постоянно проживающего за рубежом — в Италии и Швейцарии.
Он родился в украинском городе Днепродзержинске, ныне носящем свое прежнее название Каменское. Для обучения 5-летнего ребенка семья переезжает в Харьков, где мальичка отдают в прославленную музыкальную спецшколу при Харьковской консерватории. Это среднее учебное заведение окончили в свое время скрипачка Гринденко, дирижер Скрипка, композитор Десятников и другие известные музыканты. Успехи Саши оказались столь стремительными, что уже в 11 лет он становится стипендиатом фонда Спивакова и гастролирует с его знаменитым коллективом «Виртуозы Москвы». На следующий год юный пианист побеждает на фортепианном конкурсе, организованном Владимиром Крайневым для юных пианистов, третьем по счету, и благодаря ему же дебютирует на столичной сцене — в Большом зале Московской консерватории.
В 1997 году Романовского приглашает бывший харьковский профессор Леонид Маргариус, ученик Регины Горовиц, в итальянскую академию города Имола, близ Болоньи. И с этого момента начинается блестящая зарубежная карьера украинского музыканта. В Имоле, известной своим автодромом, принадлежащим семейству Феррари, он совершенствуется у лучших звезд мирового фортепианного искусства, в том числе из бывшего СССР. Помимо Маргариуса, это еще Ашкенази, Берман, Петрушанский, и всего через четыре года 17-летний Романовский побеждает на сложнейшем «взрослом» конкурсе имени Бузони в Больцано. Кстати, Александр является на сегодняшний день последним представителем постсоветского пространства, одержавшим здесь победу. Феноменальная техника позволяет ему легко справляться с самыми труднейшими произведениями, написанными для фортепиано Листом, Брамсом, Рахманиновым, тем же Бузони и другими виртуозами, за что его иногда называют «фортепианным Паганини», хотя внешне он — худой, невысокий.
Ему прекрасно удаются и тонкие, нежные образы исполняемой музыки, действующие на слушателей завораживающе, гипнотически. Именно таковым было признано в соседней Болонье исполнение им протяженнейших «Гольдберг-вариаций» Баха в 1999 году, за что 15-летний пианист получил почетное звание члена знаменитой местной Академии музыки, уступив лишь Моцарту, который двумя веками ранее был моложе всего на год, когда удостоился подобной чести.
Романовский завершает свои «университеты» в Лондонском королевском колледже музыки у профессора Алексеева в 2010 году. Выступает с концертами в Европе, Америке, Азии, записывается на пластинки, дает мастер-классы. Пиком его карьеры можно считать звание лауреата Четырнадцатого конкурса имени Чайковского в Москве, где он получает еще и впервые учрежденную премию имени своего кумира Владимира Крайнева, ушедшего незадолго до этого. Романовский же возглавил и детище своего духовного наставника — харьковский фортепианный конкурс, который после украинских событий на Майдане переехал в Москву и проводится теперь в столичном Доме музыки под чуткой опекой президента ММДМ Владимира Спивакова.
Текст: Анатолий Лысенков