
Паскаль Девуайон. Как пианист из буржуазного Парижа покорил советскую Москву
Пианист Паскаль Девуайон стал первым французом, получившим медаль на Конкурсе имени Чайковского. В 1978 году в Москве он оказался вторым, но стал абсолютным чемпионом по зрительским симпатиям. Выпускник Парижской консерватории с обезоруживающим шармом преподнёс сюрприз публике, заставив расцвести «Подснежник» Чайковского(открывается в новом окне) в знойный летний день.
Ко второму туру состязания у Паскаля была уже огромная группа поддержки в стенах Большого зала консерватории. Интерес к его выступлению подогревала и «экстравагантная» программа. Невысокий очкарик с копной волос, давно не соприкасавшихся с ножницами цирюльника, играл неизвестного в ту пору в СССР Мессиана(открывается в новом окне) и только-только входящий в репертуар советских пианистов цикл «Ночной Гаспар» Равеля(открывается в новом окне). После исполнения Второго Концерта Сен-Санса(открывается в новом окне) ни у кого не было сомнений в том, что Девуайон — романтик новой волны.

В Москву Паскаль прибыл с солидным бэкграундом как лауреат нескольких европейских состязаний. Его очень ждали здесь — французские духи, кино, эстрадные певцы были крайне популярны. В этом списке не хватало лишь яркого пианиста. Потом Девуайон неоднократно приезжал в нашу страну. Предрождественским чудом стало его появление на «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера». Француз впервые услышал великого артиста в возрасте 12 лет и позже признавался, что выступление мэтра стало для него одним из самых запоминающихся.
Девуайон уверенно закрепился в роли художника-интеллигента, который не способен перевоплощаться в шоумена-виртуоза. Намеренное желание оставаться служителем старых добрых муз вовсе не исключает из его репертуара Бартока(открывается в новом окне), Хиндемита (открывается в новом окне)и современных композиторов. Поворот к камерному формату подарил публике дуэты с виолончелистом Мстиславом Ростроповичем(открывается в новом окне) и альтистом Юрием Башметом.(открывается в новом окне)
С конца 90-х годов Паскаль отдаётся педагогике. Маэстро набирает классы в Берлине, Лондоне, Женеве, а также Токио, Париже. На фешенебельном курорте Куршевель организовал летний фестиваль «MusicAlp» для молодых и талантливых исполнителей. В 2006 году возглавил в Новосибирске жюри Первого Конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко. Тогда же в Москве дал сольный концерт в зале имени Чайковского. Бывший парижанин, к тому моменту уже ставший берлинцем, снова предстал перед столичными меломанами в амплуа романтического классика.