Музыкальная поэма Марины Цветаевой
О жизни и творчестве Марины Цветаевой написано много книг, как правило, перегруженных информацией и жанрово размытых. На помощь приходит вечная спутница и источник вдохновения поэтессы — музыка. В ней есть такая форма как симфоническая поэма с одной яркой темой, разбросанной по всему оркестру и неизбежно прибивающейся к фатальному финалу — всё, как в неординарной судьбе самой Цветаевой. 8 октября исполняется 130 лет со дня её рождения.
Симфонические поэмы придумал Ференц Лист, захватив идеей многих музыкантов — Рахманинова, Скрябина, Антона Рубинштейна. Именно у него в классе по фортепиано в Московской консерватории занималась талантливая ученица Мария Александровна Мейн. Концертирующей пианисткой она не стала и мечтала видеть в этом качестве свою старшую дочь Марину. Ноты малышка читала так же бегло как стихи, которые начала писать в 6 лет. Вся ранняя лирика Цветаевой построена на ассоциациях с музыкой Шумана, Шопена и других композиторов-романтиков.
После смерти матери в 1906 году девочка очень редко подходила к инструменту, а с кончиной отца в 1913 году фортепианные занятия прекратились сами собой — семейный деревянный дом в Трёхпрудном переулке разобрали на дрова. Марина вместе с молодым мужем Сергеем Эфроном и крошечной дочкой начинает путешествие по съёмным квартирам — сначала шикарные апартаменты на Полянке, потом респектабельное жилье в Борисоглебском переулке, где с 1914 до 1922 года созданы сотни лирических стихов, прозаические эссе, эпистолярное и дневниковое наследие. По мере разрастания идей революции площадь жилья уменьшается до шестиметровых углов в коммуналке, где, не то чтобы пианино поставить негде, не развернуться двум жильцам — Марине и её сыну Муру.
В 1922 году состоялся отъезд в эмиграцию. Первая остановка — Берлин, затем Прага, где Цветаева гуляет по набережной Влтавы, шепчет новые строчки, а в голове звучит… симфоническая поэма Сметаны, посвящённая величественной реке. В Париже она посмотрела премьеру балета Сергея Прокофьева «Блудный сын». Колкая музыка ей понравилась, равно как и молодой автор. В 1934 году должна была состояться личная встреча Цветаевой и Прокофьева. Его жена обещала поэтессе сюрприз — прокофьевский цикл на её стихи. Но визит не состоялась, а в музыкальном наследии композитора до сих не обнаружили «цветаевского следа».
Почти через 40 лет Дмитрий Шостакович сочинил камерную сюиту из шести романсов на стихи Цветаевой. Композитор к тому моменту знал о пожирающей его неизлечимой болезни и написал, скорее, реквием для себя, чем поэтическое послание давно скончавшейся Цветаевой. А в 1976 году показали телевизионный фильм «Ирония судьбы…». В нём прозвучали песни на стихи Марины Ивановны. Многомиллионная аудитория прониклась трогательными и нежными мини-поэмами о странностях любви. Композитор Микаэл Таривердиев проложил самый короткий и простой путь к пониманию сложной гениальности Марины Ивановны Цветаевой.