Александр Колотурский: «У нас появилась возможность существенно расширить круг посетителей наших концертных залов»
Дата публикации: 9 апреля 2020
В условиях самоизоляции, когда от бурной и полноводной реки музыкальной жизни России осталась лишь пара десятков родничков, бьющих из недр онлайн-трансляциями концертов, записанных в лучшие времена, мы совершенно иначе воспринимаем музыкальную карту страны. У жителей столиц, избалованных ранее десятками ежедневных концертов, сейчас появилась возможность внимательнее рассмотреть и расслышать жизнь регионов. Интереснейшие программы онлайн-трансляций предлагают филармонии Томска, Новосибирска, Перми, Кузбасса, Нижнего Новгорода. Одной из первых к новым условиям адаптировалась Свердловская филармония, которая почти сразу после отмены живых концертов начала транслировать онлайн-программы без публики, а затем мгновенно перестроилась на трансляцию записей из своего «золотого фонда».
О том, что именно позволяет филармонии быстро реагировать на изменения ситуации, чем живёт концертная площадка сегодня и о планах журналист радио «Орфей» Андрей Ноздреватых поговорил с директором Свердловской государственной академической филармонии Александром Колотурским.
А. Ноздреватых: Александр Николаевич, как получилось, что Свердловская филармония в числе первых была готова к нынешней ситуации и творчески, и технически, и административно?
А. Колотурский: Мы же не знали о том, что будет коронавирус. В 2009 году мы начали работать в интернет-пространстве и запустили проект «Виртуальный концертный зал», рассчитывая на то, что благодаря современным информационным технологиям филармоническая деятельность затронет как можно большее количество людей. И за прошедшие одиннадцать лет мы прошли колоссальный путь: научились снимать и транслировать наши концерты, продвигать их, работать с общественностью. И получилось так, что в связи с коронавирусом наш онлайн-проект стал очень востребованным.
Мы ни на один день не остановили деятельность концертного зала. Концерты у нас идут ежедневно. Программы в рамках проекта «С Филармонией дома» запланированы на три недели вперёд, причём каждую неделю мы освещаем определённую тему: сейчас мы знакомим с филармонией, её ведущими коллективами, потом у нас будет фестивальная неделя, где мы напомним слушателям о наших основных проектах (фестивали «Евразия» и «Безумные дни в Екатеринбурге», «Симфонический форум» и ряд других), а следующая за ней будет посвящена популярной классике.
Работает команда «Виртуального концертного зала»
Кроме того, мы запустили просветительскую деятельность в интернет-пространстве. Это наши «Филармонические уроки», которые создали основу мини-проекта «Каникулы с Филармонией». Сейчас заканчиваются трансляции шестидесяти уроков для учащихся 2-9 классов, и я думаю, что мы до конца карантина повторим этот цикл.
Нас смотрят не только в Екатеринбурге, но и в других регионах России и многих странах. В одной только социальной сети ВКонтакте около 900 тысяч человек из десятков стран мира пишут отзывы, общаются с нами. Наши музыканты очень активны в соцсетях, и охотно вступают в диалог.
А. Ноздреватых: Когда смотрел ваши концерты без публики, возникало ощущение, что целый оркестр играет исключительно для тебя, ощущение эксклюзива. Это настолько мощно и впечатляюще! На Ваш взгляд, имеет ли такой формат коммерческие перспективы? Может ли он полноценно существовать в будущем?
А. Колотурский: Нам казалось, что онлайн концерты наших артистов и коллективов помогут нашим слушателям ощутить себя присутствующими в концертном зале. Ведь самое главное — сохранить контакт не только с теми, кто смотрит нас в интернете, но и с теми, кто приходит постоянно в концертный зал. Однако, я, честно говоря, не вижу особых перспектив для подобного формата. Прежде всего по экономическим соображениям. Ведь концерты без публики тоже требуют немалых финансовых затрат. Как минимум, чтобы проводить такие концерты ежедневно, необходим отдельный зал.
Хор любителей пения города Екатеринбурга
А. Ноздреватых: Но ведь можно продавать билеты и организовывать платные трансляции.
А. Колотурский: У нас ещё нет такой традиции, такой культуры. Например, Берлинская филармония продаёт возможность войти на сайт по пять-десять евро. Но мы не столь широко «раскручены» и вряд ли можем рассчитывать на серьёзную экономическую выгоду в интернет-среде. Поэтому платные трансляции для нас пока малоперспективны. Я думаю, что это дело будущего.
ДОСЬЕ
Александр Николаевич Колотурский — выпускник Уральской государственной консерватории (класс баяна). Ещё будучи студентом вуза, начал работать директором музыкального училища в городе Асбесте Свердловской области. Затем занимал руководящие должности в Уральской консерватории и областном управлении культуры. Свердловскую филармонию возглавляет более 30 лет. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства «За выдающийся вклад в развитие филармонической деятельности».
А. Ноздреватых: Какие первые выводы Вы могли бы сделать сейчас, в нынешней ситуации?
А. Колотурский: Во-первых, нужно извлекать возможности из любой ситуации и действовать с пользой для себя. Мне кажется, что сейчас у нас появилась возможность существенно расширить круг постоянных посетителей наших концертных залов. Ведь наша основная задача — это воспитание потребности посещать концерты классической музыки.
Во-вторых, мы можем видеть, что многие службы сейчас перестраивают свою работу. И это хорошо. Мы гораздо больше времени проводим в интернете, а это совсем другие скорости, и этому нужно учиться. Это позволяет дать более объективную оценку качества проделанной работы, поскольку сразу видны результаты привлечения слушателей. Мы все работаем удалённо. Например, каждый день в двенадцать часов у нас онлайн-планёрка с заместителями. И каждый отдел трудится в таком же режиме. Сейчас мы, помимо текущей деятельности, работаем на перспективу — планируем сезон 2021-2022.
Ведущая трансляций Александра Шакирьянова
А. Ноздреватых: Очевидно, нынешняя ситуация негативно скажется на финансах учреждений культуры.
А. Колотурский: Я не настроен столь пессимистично. Мы пока не ощутили серьёзных негативных последствий. Во-первых, мы не отменили ни одного концерта. Мы их переносим. На сегодняшний день это 40 концертов в Большом зале Филармонии в Екатеринбурге и 6 в городских филармонических залах в Свердловской области. За них люди вернули шестьсот пятьдесят билетов на 500 тысяч рублей — это минус, но не такой большой. Во-вторых, надо отдать должное Министерству культуры и правительству нашего региона: все бюджетные обязательства перед нами выполняются в полном объёме. Поэтому наши артисты в срок получают зарплату независимо от того, что происходит в стране. Я говорю о сегодняшнем дне. Что будет, допустим, через двадцать или тридцать дней, я не знаю. Классическому искусству очень трудно существовать без бюджетной поддержки. Поэтому, если будет снижение бюджета, придётся думать, что делать, в чём сокращаться. Но это следующие возможные шаги. Пока у нас всё нормально.
Уральский филармонический оркестр, дирижёр и художественный руководитель Дмитрий Лисс
А. Ноздреватых: А какие проблемы Вам приходится решать сегодня? Нуждаются ли сотрудники в моральной поддержке?
А. Колотурский: У меня нет проблем с сотрудниками. Все работают, и я благодарен за это всему нашему коллективу. Артисты оркестров и симфонического хора, все наши солисты и участники ансамблей репетируют дома, готовят новые программы, проявляют активность в сети, пытаются себя показать, и я их в этом поддерживаю. Многие музыканты ранее хранили инструменты в филармонии. Сейчас по просьбе исполнителей мы выдали их для занятий дома. Поэтому каких-то проблем, депрессивных настроений в коллективе я не наблюдаю. Все настроены на работу.
А. Ноздреватых: И это чувствуется. Все службы Свердловской филармонии действуют оперативно и согласованно. Как вам удалось собрать такой замечательный коллектив единомышленников?
А. Колотурский: Костяк сложился уже давно. Но в последние три-четыре года у нас идёт обновление коллектива. С кадрами всегда трудно. И приходится индивидуально искать людей по всей стране, привлекать, конкурировать. Основная проблема в том, что в России, к сожалению, не обучают тому, что необходимо для организации концертного дела. Сейчас все работают в проектах, поэтому готовят продюсеров. А деятельность концертных залов — это совершенно другое. И единственный способ развиваться — это постепенно «набивать» руку, вводить людей в дело, обучать их.
Свердловская филармония
Последние события
В Саратовской консерватории отметили день рождения Шнитке
В день рождения Альфреда Шнитке в Саратовской консерватории состоялось исполнение его сценической композиции «Жёлтый звук» для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано соло и смешанного хора.
В Саратове завершили «Дело молодых»
Финальный концерт проекта «Дело молодых» состоялся 22 ноября в Саратовской консерватории. Это проект Союза композиторов России и Московского ансамбля современной музыки.
МАМТ откроет выставку к 75-летию Тителя
Московский академический Музыкальный театр посвятит выставку художественному руководителю оперной труппы Александру Тителю. Проект начнёт работу в день рождения народного артиста России, 30 ноября.