Музыкальный пейзаж весны

Дата публикации: 18 июня 2025

В Калининграде на острове Канта стартовало долгожданное лето — цветут розы и жасмин, вот-вот свой сладкий аромат разольют красавицы-липы. А в Кафедральном соборе царит весна. Ранняя, хрупкая, с прозрачным воздухом и голубым небом, с холодной чистой водой, заполонившей все пространство, с тонкими молодыми березками, на которых нет еще даже намека на нежную зелень. 14 июня в рамках фестиваля «Орган+» в соборе в седьмой раз открылась «Выставка одной картины». На этот раз из Третьяковской государственной галереи (и, как всегда, из ее основной экспозиции) прибыла картина Левитана «Весна — большая вода», признанный шедевр зрелого творчества художника, созданный в 1897 году. Один из самых пронзительных, поэтичных и музыкальных пейзажей, запечатлевший не только красоту русской природы, но и русской души. Картина будет гостить в соборе месяц — конечно, в содружестве с музыкой.
Музыкальный пейзаж весны
Идея проекта, в котором соединяются музыка и живопись, родилась в 2017 году у Веры Таривердиевой, художественного руководителя Кафедрального собора. Сегодня эта идея кажется очень естественной и просто необходимой, а тогда это было нечто из разряда невозможного. Привезти за тысячу с лишним километров художественный шедевр, который никогда не покидает исторического здания в Лаврушенском переулке, разместить его на сцене, оставить в прямом доступе публики на целый месяц — тогда все это казалось безумием. Но…
Рассказывает Вера Таривердиева: «Я поделилась этой идеей с тогдашним директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой, и Зельфира Исмаиловна, как ни странно, идею не отвергла. В 2018-м году впервые состоялась Выставка одной картины. Я считаю ее уникальным проектом — когда картина одна и в таком пространстве, в обрамлении музыки, в ней открываются новые смыслы».
А для того, чтобы эти смыслы «зазвучали», многие талантливые люди — и в соборе, и в Третьяковской галерее — должны были приложить немалые усилия. Найти «правильное» место и освещение для картины, чтобы она не «потерялась» в огромном пространстве собора, придумать музыкальную программу, которая бы вошла в резонанс с внутренним содержанием художественного полотна, пригласить замечательных музыкантов, а еще ввести слушателей в мир художника, подготовить к восприятию шедевра. Одна из непременных составляющих проекта — дневная лекция перед концертом, которую проводят ведущие специалисты Третьяковской галереи. На этот раз о судьбе великого художника интересно и емко рассказывала научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала ХХ века Государственной Третьяковской галереи Галина Серова. Говорила о его удивительно чутком восприятии природы и о том, что после Левитана должно было пройти довольно продолжительное время, прежде чем художники вновь обратились к русскому пейзажу — превзойти Левитана было невозможно. А еще о том, что он был дружен с семьей Чехова, любил литературу и музыку.
В этом году музыкальными «собеседниками» картины стали артисты вокального ансамбля «Интрада» под руководством Екатерины Антоненко и органист Даниэль Сальвадор. Коллектив впервые и в Калининграде, и в Кафедральном соборе. И это первое знакомство с органом и с акустикой собора оказалось счастливым.
Музыкальный пейзаж весны
Екатерина Антоненко: «Здесь потрясающий звук, потрясающая акустика! Нечто подобное мы испытали лишь однажды — на Дрезденском фестивале в знаменитой Annenkirche. Но при этом здесь еще и невероятный орган, точнее, целый органный комплекс — и это настоящее волшебство».
Музыкальная программа продумывалась долго и тщательно.
Екатерина Антоненко: «Мы хотели подобрать произведения современников Левитана, найти такую музыкальную палитру, которая отзывалась бы и в художественной палитре того времени. Мне кажется, нам удалось».
Так в программе появились произведения Чайковского — его трогательный «Соловушко», написанный на стихи композитора в духе протяжной народной песни, «Легенда» на стихи Плещеева, а также хор «Да исправится молитва моя» для трио женских голосов с хором. Для последнего сочинения было найдено особенное сценическое решение. Дело в том, что сцена в соборе устроена как амфитеатр — от ее основания вверх, к заалтарному пространству ведут ступени. Хор располагается на сцене, это своего рода мягкий и надежный «музыкальный фундамент», а три солистки стоят на самой верхней ступеньке сцены, их ангельские голоса парят в высоте и возносятся к сводам собора. «Молитва» В. Одоевского в исполнении Даниэля Сальвадора, стала своеобразным органным мостиком от русской музыки к западноевропейской.
Музыкальный пейзаж весны
А во второй половине концерта прозвучал «Реквием» Форе, полный нежности, теплого лирического чувств (произведение посвящено памяти родителей Форе) и бесконечной надежды на счастье в лучшей небесной жизни. Музыка и живопись оказались в удивительной гармонии и согласии.
И еще одна важная подробность. Как известно, 11 июня в Калининграде состоялось долгожданное событие — открытие филиала Третьяковской государственной галереи. Более трехсот полотен и скульптур разместились на площади 2, 5 тысяч квадратных метров на острове Октябрьский. «Выставка одной картины» в Кафедральном соборе на этом фоне — капля в море. Но капля драгоценная. Она позволяет максимально сконцентрироваться и на конкретном полотне художника, и на его историческом контексте, и на той музыкальной атмосфере, которая неразрывно с ним связана, и еще лучше понять величие той гениальной простоты, которая достигнута мастером. Кстати, в Калининградском филиале Третьяковки в настоящее время представлены еще три полотна Левитана, созданные им в разные периоды творчества — «Дуб», пейзаж, созданный под впечатлением от поездки в Финляндии, и эскиз знаменитой «Золотой осени». В этом ряду картина «Весна — большая вода», написанная в последние годы жизни художника, — несомненная вершина, квинтэссенция его стиля.
Целый месяц шедевр Левитана будет гостить в Кафедральном соборе, вступая в диалог с музыкой самых разных стилей и жанров. 13 июля картина отправится домой, а творческая команда организаторов проекта уже сегодня задумывается о том, какое полотно будет следующим. История «одной картины» на острове Канта продолжается.
репортаж — Ольги Кордюковой

Последние события

Русский фовизм — буйство красок и образов

Выставка «Русские дикие» открывается 18 июня в Музее русского импрессионизма. Проект готовили совместно с Пушкинским музеем. Экспозиция представляет фовистские работы европейских и русских художников.

Не стало Альфреда Бренделя

Не стало пианиста Альфреда Бренделя. Он ушёл из жизни 17 июня в возрасте 94 лет.

«Росизо» покажет выставку о творчестве Тарковского

Выставку «Видение небытия» готовят в Ивановском историко-краеведческом музее имени Бурылина. Вернисаж приурочили к Международному фестивалю кино, музыки и архитектуры «Зеркало. Философия Тарковского».

Поиск по сайту