«Партитура»: итоги и планы

Дата публикации: 5 июня 2025

Итоговый круглый стол III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» прошёл в библиотеке отеля «Рэдиссон Коллекшн» в Москве. Участники обсудили достижения, проблемы и планы развития проекта, уделив особое внимание поддержке молодых авторов и интеграции современной музыки в культурное пространство России.
Дискуссия началась с разговора о миссии конкурса. Было отмечено, что «Партитура» давно переросла рамки соревнования, превратившись в сообщество единомышленников. «Наша философия — общее дело. Каждый участник вносит вклад в развитие современной музыки, и мы обязаны поддержать эту энергию. Всех молодых авторов мы приглашаем к этому процессу и выработке каких-то управленческих идей, предложений, содержательных и творческих подходов, каких-то, может быть, нестандартных решений, которые на первый взгляд кажутся не самыми лёгкими, но они могут привести к каким-то действительно прорывам», — отметил главный советник Управления Президента РФ по общественным проектам Президента РФ, идеолог конкурса композитор Пётр Корягин. Особый интерес вызвал международный аспект: в этом году в финал вышли композиторы из Беларуси, Казахстана и Абхазии, что открыло новые возможности для культурного диалога.
Важной темой стала медиастратегия. Участники сошлись во мнении, что современная академическая музыка нуждается в активном продвижении за пределами узкопрофессиональной среды. «Миссия современного радио, особенно радио классической музыки, — продвигать своих современников. И эта музыка должна быть слышна, — подчеркнула генеральный директор-художественный руководитель Телерадиоцентра „Орфей“ Ирина Герасимова. — Мы стараемся эту миссию поддерживать и делать всё для того, чтобы эта музыка не только звучала в концертных залах, но и звучала в нашем эфире. Про всех лауреатов были сделаны программы на „Орфее“. А все 40 сочинений, прошедших в финал, были разобраны нашим музыкальным экспертом Дмитрием Онищенко».
«Партитура»: итоги и планы
Организационные вопросы также вызвали оживлённый обмен мнениями. Участники признали необходимость корректировки сроков подготовки: старт работы над партитурами в августе позволит избежать авралов и повысит качество исполнения. Обсуждалось и расширение номинаций — например, введение номинации для камерной музыки. «Трио или квартет раскрывают мастерство композитора. Пусть это будет отдельный блок, не смешанный с крупными формами», — прозвучало как одно из предложений. Дирижёр Евгений Волчков предложил ввести номинацию сочинений для оркестра народных инструментов. «Это очень актуально сейчас, потому что это огромное поле для творчества. Это возможность использования новых, неожиданных красок», — поддержала участница конкурса, композитор Евдокия Сандлер.
Острая дискуссия развернулась вокруг номинации «Киномузыка». Член жюри, композитор Юрий Потеенко, настаивал: «Музыка для кино без изображения — ничто. Оценивать её вне контекста некорректно. Киномузыка принимает на себя драматургию того видеоряда, внутри которого она присутствует».
«Партитура»: итоги и планы
Отдельно затронули вызовы искусственного интеллекта. Хотя некоторые эксперты выразили скепсис — «Он не способен заменить композитора. Пусть генерирует мелодии для рекламы, но шедевры рождаются только в человеческой душе» — другие предложили использовать ИИ как инструмент для технической работы, например, для редактирования партитур.
В заключение участники сформулировали планы на будущее. Среди ключевых идей — создание резидентур для композиторов при оркестрах, запуск образовательной платформы с мастер-классами и эксперименты с народной музыкой, сочинениями для органа с оркестром и эстрадной песней. Завершая встречу, организаторы пообещали учесть все предложения, подчеркнув, что четвёртый конкурс станет шагом к большей открытости. «Когда оргкомитет находится в диалоге с участниками, готов их услышать, рассказать о своих решениях, это всегда по-человечески подкупает. Мы увидели, что к нам прислушиваются, наши предложения вызывают интерес, и это действительно поможет сделать конкурс ещё лучше», — считает один из лауреатов конкурса, композитор Александр Алейников.
«Партитура»: итоги и планы
«Я думаю, что „Партитура“ 2026 года будет ещё более совершенной не только с творческой, музыкальной точки зрения, но и с точки зрения организации, — отметил художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра радио „Орфей“ Сергей Кондрашев. — Эволюция от первого конкурса „Партитура“ к третьему, который завершился прошлой осенью, была сегодня отмечена. И мы сейчас готовы к тому, чтобы сделать новый конкурс более интересным, совершенным и привлечь к нему большую аудиторию».
IV Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура» пройдёт в 2026 году.

Последние события

Фестиваль российской культуры проведут в Иране

Фестиваль российской культуры пройдёт с 10 по 13 июня в иранских городах Тегеран и Исфаган. Запланированы концерты с участием БСО имени Чайковского и Гайка Казазяна, выставка и киносмотр.

Классика повсюду

Девятая симфония Бетховена лучше всего сегодня отражает ситуацию с инфляцией в России. Такое мнение озвучила глава Центробанка Эльвира Набиуллина по итогам заседания совета директоров регулятора.

Музыкальные предпочтения Уэса Андерсона

Музыка Игоря Стравинского занимает центральное место в новом фильме Уэса Андерсона «Финикийская схема», премьера которого состоялась на недавно завершившемся Каннском кинофестивале.

Поиск по сайту