«Что отцы не допели, — мы допоем!»

Дата публикации: 10 мая 2021

«Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!» — Международный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле завершился 9 мая премьерой «Реквиема» Кузьмы Бодрова. В основе — одноимённая поэма Роберта Рождественского. Публику вечера симфонический оркестр «Новая Россия» подготавливал тщательно. Игривая и торжественная увертюра Россини к опере «Сорока-воровка» в начале концерта, следом популярнейшие фрагменты из «Лебединого озера» Чайковского: Па-де-де, Сцена и Русский танец, солировал в которых скрипач Николай Саченко. Звучал также не часто исполняемый немецкий композитор Макс Брух, первые две части из его Концерта для двух фортепиано с оркестром. Красивейшие солирующие партии — Андрей Гугнин и Ксения Башмет. Тревожно и величественно в начале и куда мажорнее во второй части. Всё это, казалось из зала, ради центрального события — «Реквиема» Кузьмы Бодрова.
Совпало всё: особенный день и его атмосфера, состояние исполнителей и публики. «Реквием» звучит невероятно пронзительно. Его по праву можно назвать одним из самых мощных сочинений о войне за последнее время. По силе воздействия Бодров добивается большего, чем современные режиссёры, снимающие фильмы и сериалы о войне.
Вместе с Юрием Башметом и оркестром «Новая Россия» на сцену выходят актёр Сергей Гармаш и сам автор — у Кузьмы Бодрова партия фортепиано. К этому моменту шли долго. Идея, как рассказывает композитор, возникла у Юрия Башмета и директора «Русского концертного агентства» Дмитрия Гринченко, которые хотели создать музыку на бессмертные тексты Рождественского. Хоть «Реквием» уже звучал зимой в Москве, нынешнее исполнение Кузьма Бодров справедливо называет мировой премьерой.
«Это вторая редакция „Реквиема“, она исполняется впервые. Я добавил хор в нескольких частях. Хочу сказать, что писалось легко, потому что слова настолько сильные, что музыка рождалась сама по себе. Слова как заклинания почти. Точные, понятные, сильные. Как на скале высеченные символы. Писалось легко, но не в моральном смысле. Ноты шли сами собой. Конечно, тема будоражит».
«Реквием» не подражает, избегает вычурной торжественности, не выдавливает слезу у зрителя, но обращается напрямую к нему. Ни капли лицедейства со стороны Сергея Гармаша, выбор которого для чтения Рождественского, вне всякого сомнения, идеальный. В «Реквиеме» Бодрова война — это не просто образ.
«Я знаю, что такое война. Я стал свидетелем печальных „ошских событий“. Знаю, что такое „стреляют“, что такое „лежишь на полу“. Такое не должно повторяться. Для этого произведение и создаём. Это щиты и знаки, которые надо всё время давать, чтобы не забывать».
В какой-то момент сдержаться становится трудно. Удерживают слова поэмы: «Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны!».
День Победы — это праздник торжества жизни, величия подвига и жертвенности. Со слезами на глазах, но не о скорби в первую очередь. Название сочинения Бодрова моментально отсылает к траурному и заупокойному. Но при составлении программы Юрий Башмет не сомневался: «Реквием» — именно то, что нужно.
«Это не грустная музыка, она настолько красивая. Не очень люблю это слово, но она светлая. Грусть бывает светлая».
После премьеры оцепеневшие зрители ещё с минуту сидели без движения, словно отдавая дань павшим минутой молчания. Услышать «Реквием» Бодрова — событие. Пока что, увы, в жизни немногих. Но есть надежда, что сочинение займёт своё достойное место. Звукорежиссёры радио «Орфей» записали концерт. Мы обязательно расскажем, когда «Реквием» можно будет услышать в нашем эфире.
текст — Никита Курочко;
фото — пресс-служба фестиваля

Последние события