«Меж двух огней»

Дата публикации: 9 мая 2021

В России начинается празднование 800-летия Александра Невского. Одно из первых событий состоялось в Ярославле, где 8 мая прозвучала мировая премьера оперы-оратории Александра Чайковского «Хроники. Александр Невский». Центральное событие Международного фестиваля Юрия Башмета знаковое не только для ярославской земли, где родился полководец, но и для всей страны. Россия сегодня вновь, словно витязь на распутье, в положении «осаждённой крепости», а извечный выбор между Востоком и Западом актуален как никогда. В преддверии Дня Победы всё отчётливее проявляющиеся противоречия приобретают метафизический смысл. В поисках ориентиров и ответов Александр Чайковский предлагает обратиться к Александру Невскому.
«Мы вошли в клинч с Западом, хотя всё время пытались найти там манну небесную. Не нашли. Теперь мы поняли, что несправедливо мало времени уделяли Востоку. Думаю, что Александр Невский раньше нас сообразил, что надо делать. То, что мы сейчас вспоминаем Александра Невского и то, что он делал, это всё результаты плохого знания собственной истории. Может быть, нашим политикам надо лучше знать, что в трудной ситуации умные правители делали много лет назад, как выходили из серьёзных кризисов».
«Меж двух огней»
Ожидаемой лозунговости в «Хрониках» нет. Нет привычных образов Невского, созданного Эйзенштейном и Прокофьевым. Состязаться с ними Чайковский и не планировал: «Собственно, фильм Эйзенштейна только об одном событии — о битве на Чудском озере, а вся его [Невского] насыщенная жизнь совершенно неизвестна. Здесь я нашёл для себя какие-то лакуны, где можно было бы написать музыку, не совпадающую с Прокофьевым». Возможностей для написания мощного героического эпоса было достаточно. Обманчивые ожидания создаёт состав участников: Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», три хоровых коллектива: Филармоническая хоровая капелла «Ярославия», Камерный хор Московской консерватории, Хор Центрального пограничного ансамбля ФСБ России, три солиста и два актёра-чтеца.
«Меж двух огней»
На деле же вышло вдумчивое погружение в образ Невского, который далёк от общепринятого в народе. Слушатель оказывается не только в 13-м веке, где разворачиваются события от рождения будущего князя и женитьбы до знаменитых битв и получения у Орды ярлыка на княжение, но и в последующих веках. В 16-м, когда Невского канонизировали, в 18-м, во время перенесения мощей великого князя из Владимира в Санкт-Петербург.
«Меж двух огней»
В «Хрониках» нет симуляции исторической старины, а героике уделяется важное, но не центральное место. Чайковскому удалось совместить былинность, духовность русского средневековья с современными темами и средствами. Главный хормейстер проекта Александр Соловьёв, убеждён, что Чайковский, как и Щедрин, находится в авангарде хорового письма.
«Надо было современными средствами показать глубину архаики и исторического дыхания, атмосферы. Мне кажется, что с точки зрения гармонии Александр Владимирович как никто другой ловит эту атмосферу, передаёт её современными средствами. Ему удаётся очень органично добиваться погружения слушателей в атмосферу того периода, о котором говорит. Хотя, опять же, язык современный. В данном сочинении хор участвует в пяти частях. Хор не только является проводником мелодии и гармонии, он также как краска в оркестре и как определённая фоническая структура, которая позволяет дополнительно оказать более сильное воздействие на слушателя. Слоговые, рифмованные образы, которые в партитуре использованы, они, мне кажется, дожимают линию историзма».
В финале особенно запоминается звучащее на фоне хора альтовое соло в исполнении Юрия Башмета. Тревожное и стоящее несколько в стороне от всего произведения. Аллюзия на современное положение России? Так или иначе, Александр Чайковский завершает «Хроники» светлыми оркестровыми и хоровыми партиями.
«Меж двух огней»
текст — Никита Курочко;
фото — пресс-служба фестиваля

Последние события

75 лет со дня премьеры балета «Медный всадник» Глиэра

В этом году исполняется 75 лет со дня мировой премьеры балета Рейнгольда Глиэра «Медный всадник». К праздничной дате и в преддверии Дня города в Мариинском театре пройдёт серия показов спектакля.

Юбилей Галины Маяровской

Михаил Мишустин поздравил президента Российской академии музыки имени Гнесиных Галину Маяровскую с юбилеем, отметив её большой вклад в развитие отечественной культуры.

Николя Челоро получил гражданство России

Композитор и пианист из Франции Николя Челоро получил гражданство России, сообщает в своём телеграм-канале официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.