Транссибирский Арт-фестиваль снова в пути

Дата публикации: 22 марта 2025

19 марта в Новосибирске в Государственном концертном зале имени А. Каца в двенадцатый раз открылся Транссибирский Арт-фестиваль. Новосибирск — родной город выдающегося скрипача Вадима Репина, и этот фестиваль — не просто и не только ещё одно волнующее событие его творческой биографии, это, без всякого преувеличения, дело его жизни. Фестиваль задуман как своеобразная культурная магистраль, соединяющая города, страны и континенты, и с этой миссией он блестяще справляется. В программе нынешнего фестиваля — признанные шедевры и неожиданные открытия (по традиции на фестивале обязательно будут премьеры), выступление прославленных мэтров и знакомство с новыми именами. Каждый концерт — это отдельная история, а подчас и интрига. Но есть и нечто общее — та атмосфера теплого дружеского общения и сотворчества, которая неизменно сопутствует этому известному во всем мире музыкальному форуму.

Транссибирский Арт-фестиваль снова в пути

Открывая нынешний фестиваль, Вадим Репин сравнил его с музыкальным путешествием, а себя и своих коллег — с гидами, которые стараются каждую новое событие и встречу на этом пути сделать увлекательными и запоминающимся. И уже первый концерт XII Транссиба не оставил в этом никаких сомнений.
Открытие фестиваля получилось поэтичным и атмосферным, в его программе соединились легенды и мифы прошлого и свершения современности, красота Земли и влекущие тайны космоса, богатырская доблесть и неутомимая жажда познания мира.
Первые же звуки Увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила» задали тон всему концерту — оркестровая ткань заиграла солнечными бликами, отраженными в богатырских доспехах. Новосибирский академический симфонический оркестр, непременный участник Транссибирского фестиваля, как всегда, оказался на высоте. За пультом в этот вечер был маэстро из КНР Дае Линь. Получивший образование в Китае и в Берлине, победитель VI международного конкурса дирижёров имени сэра Георга Шолти, ныне профессор Шанхайской консерватории, чрезвычайно востребованный и известный музыкант, российской публике он знаком по своим выступлениям в Санкт-Петербурге и Москве.

Транссибирский Арт-фестиваль снова в пути

В Новосибирске маэстро впервые и с симфоническим оркестром филармонии до этого не встречался, хотя о коллективе, конечно, знал. О своих впечатлениях от работы с новосибирскими музыкантами говорил только в превосходной степени:
Дае Линь: " Это великолепно! Каждая наша репетиция была для меня настоящим наслаждением. Все музыканты очень профессиональные, отзывчивые и дружелюбные, открытые к восприятию нового».
В исполнении глинкинского шедевра маэстро Линь, как показалось, был особенно очарован красотой мелодий — струнные пели тепло и самозабвенно. А последовавшая затем российская премьера молодого китайского композитора Шаошень Ли «Небесное видение» погрузила слушателей в мир древних китайских легенд о богине Чанъэ и ее полете на Луну. «Небесное видение» — это первая часть сюиты «Небесное путешествие», в которой древние предания переплелись с сегодняшней реальностью: имя этой богини носит Лунная программа Китая, а название китайской орбитальной станции Тяньгун переводится как «Небесный дворец». Вот как рассказывает о концепции произведения его автор:
Шаошень Ли: «Через диалоги между прошлым и настоящим, мечты, переплетающиеся с реальностью, эта композиция описывает благородный дух человечества, устремленного к исследованиям космоса».
Прозрачные хрупкие звучания, мерцающие импрессионистские тембры, красота, парящая в бесконечном пространстве космоса — так начинается эта пьеса, драматургия которой приводит к гимническому утверждению энергии созидания. Публика очень тепло приняла этот новый для себя музыкальный опыт, наградив автора, который присутствовал в зале, дружными аплодисментами. И это внушает вполне обоснованную надежду на то, что произведение станет репертуарным.

Транссибирский Арт-фестиваль снова в пути

Большой Концертный дуэт Боттезини для скрипки и контрабаса с оркестром вернул слушателей из космоса на землю. Хотя, по большому счету, это тоже был космос, если иметь в виду высочайшее артистическое и профессиональное мастерство солистов — скрипача Вадима Репина и контрабасиста Артема Чиркова. Дух Джованни Боттезини, выдающегося итальянского композитора, дирижёра и непревзойденного виртуоза- контрабасиста, без всякого сомнения, витал в эти минуты в зале. Любопытно, что Концертный дуэт, задуманный изначально автором для двух солирующих контрабасов, спустя некоторое время трансформировался в Дуэт для скрипки и контрабаса. Возможно, это произошло из сугубо практических соображений — известно, что Боттезини активно концентрировал, но найти в разных городах солиста, хотя бы близкого ему по уровню мастерства, было невозможно. Но от такой трансформации Дуэт только выиграл — фактически, он превратился в яркую оперную сцену, в которой примадонна (скрипка) и ее партнер (контрабас) ярко и темпераментно выясняют отношения. Да, без слов, но настолько артистично, что не понять содержание их «беседы» просто невозможно. Вадим Репин и Артем Чирков с удовольствием включились в эту игру, с веселым азартом и артистизмом исполнив это виртуознейшее сочинение.
Конечно, невозможно не отметить и удивительный по красоте звук контрабаса — яркий, звучный, почти виолончельный, но гораздо более масштабный. В чем секрет? Как признался уже после концерта Артем Чирков, скорее всего, в его учителях и серьезной Петербургской виолончельной школе, ведь начинал он свою биографию в северной столице как виолончелист, именно тогда были заложены основы его нынешнего мастерства. Того мастерства, которое позволяет демонстрировать высочайший класс даже на чужом инструменте. И эта оговорка не случайна: музыкант признался, что передвигаться по миру с контрабасом, — практически, неразрешимая задача. Транспорт просто не приспособлен к пассажирам таких могучих габаритов. А тот контрабас, на котором Артем Чирков играл 19 марта, ему любезно согласилась предоставить коллега из Новосибирского оркестра. Вот такая «помощь клуба» и такое владение инструментом.
Впрочем, однажды Артёму Чиркова удалось ощутить настоящее волшебство:
А. Чирков: «Несколько месяцев назад на гастролях мне довелось поиграть на инструменте работы Тесторе, который принадлежал самому Боттезини. Это был уникальный опыт, и, наверное, это был самый лучший инструмент, который я держал в руках. Играя на нем эту же музыку, я понимал, почему она так написана. С тем инструментом можно было делать самые тонкие вещи, которые были задуманы автором».
Отсутствие столь волшебного инструмента не помешало Артёму Чиркову и Вадиму Репину исполнить на бис «Венецианский карнавал» Арбана и поднять весь зал. Стоячей овацией завершилось первое отделение концерта.

Транссибирский Арт-фестиваль снова в пути

Во втором — солнце искрилось в струях римских фонтанов, и ветер шептал могучим пиниям свои тайны, напоминая о былой славе этой древней земли. Две части знаменитой трилогии Отторино Респиги — Фонтаны и Пинии Рима — прозвучали в исполнении Новосибирского оркестра под управлением китайского маэстро. Завораживающая красота оркестровой ткани, то предельно сгущенной и почти осязаемой, то истонченной до невесомых полутеней, пластичность и подвижность звуковой атмосферы, богатство, многообразие и благородство тембров — настоящее симфоническое пиршество, созданное великим талантом Респиги и воплощённое нашими современниками век спустя.
XII Транссибирский Арт-фестиваль стартовал с высокого пика, но для этого фестиваля ничто и никогда не бывает чересчур — за первой вершиной вырастает новая, за поворотом открывается ещё одна дорога.
Новые дебюты фестиваля, новые идеи и свершения — уже завтра.

Транссибирский Арт-фестиваль снова в пути

Фотографии предоставлены пресс-служба фестиваля фотограф Александр Иванов

Последние события

Соперничество Москвы и Петербурга

Редакция газеты The Art Newspaper Russia объявила шорт-лист XIII ежегодной премии за 2024 год. Награда присуждается в выставочном, издательском, музейном и реставрационном деле.

Первая балетная премьера сезона в Мариинке

Первая балетная премьера сезона Мариинского театра — «Танцсцены» на музыку Стравинского в постановке Вячеслава Самодурова. Показы пройдут 9 и 10 апреля на новой сцене.

Концерт Курентзиса в кино

Кинотеатр «Ленфильм» покажет запись концерта оркестра и хора musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, который состоялся в церкви Сан-Марко в Милане. Киносеанс состоится 6 апреля.

Поиск по сайту