«Фиделио» в Сочи: премьера на Зимнем фестивале

Дата публикации: 22 февраля 2025

Единственную оперу Бетховена показали на Зимнем фестивале искусств в Сочи.
«Фиделио» можно назвать самой ожидаемой премьерой Зимнего фестиваля хотя бы потому, что опера как таковая появляется в его афише не часто. За восемнадцать лет — пять постановок: «Кармен», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Волшебная флейта» и «Фиделио». Оно и понятно, создать полноценный качественный спектакль — дело долгое и затратное во всех смыслах.
Возможно, поэтому Юрий Башмет отдает предпочтение музыкально-литературным композициям, оставляя общую повествовательную канву первоисточника и самые яркие, ключевые номера, стараясь бережно отнестись к изначальной драматургической задумке.
«Фиделио» в Сочи: премьера на Зимнем фестивале
Так произошло и с «Фиделио», из которого убрали почти все разговорные диалоги, а чтобы не потерять нить повествования, добавили воспоминания тюремщика Рокко (драма «Рассказы Рокко») в прочтении Сергея Гармаша. Но любопытному слушателю, не знающему немецкого, этого недостаточно — глаз то и дело ищет экран с субтитрами, чтобы лучше вникать в происходящее.
На сцене царит минимализм. Вместо декораций — видеопроекции, щедро транслирующие то немецкие тюрьмы, то интерьер средневекового замка, то мрачное подземелье, где томится Флорестан, а в финале — голубое небо с сияющим солнцем. Серые и мрачные цвета подчеркивают атмосферу заточения и угнетённости, в которой находятся герои. Черно-белая палитра костюмов — резкий контраст между светом и тьмой, добром и злом, усиливая драматизм происходящего.
«Фиделио» в Сочи: премьера на Зимнем фестивале
За музыкальную часть отвечали Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета, ансамбль современной хоровой музыки Alto Coro (худрук — Александр Рыжинский), солисты Мариинки, «Новой оперы», Берлинской оперы и Молодежной оперной программы Большого театра.
Петь и играть «Фиделио» не просто. В музыкальном плане это, с одной стороны, творческий поиск Бетховена в нехарактерном для него жанре, и здесь четко слышится влияние старших коллег, в частности, Моцарта. С другой стороны, единственная опера Бетховена писалась, когда композитор уже создал «Героическую» симфонию и находился в процессе работы над знаменитой Пятой, то есть уже сформировался как зрелый симфонист. И отрицать влияние этого жанра в «Фиделио» невозможно. Отсюда сложное для исполнителей сочетание классицистской ясности, прозрачности с романтической эмоциональностью.
«Фиделио» в Сочи: премьера на Зимнем фестивале
И пусть музыкальная часть спектакля была далека до идеала, сам факт, что в Сочи показали редко исполняемую в России оперу, достоен уважения. Теперь ждем полноценную постановку.
Международный Зимний фестиваль искусств проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры РФ, Администрации города Сочи.
Наталия Сергеева
Фото — Евгений Евтюхов. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля

Последние события

Соперничество Москвы и Петербурга

Редакция газеты The Art Newspaper Russia объявила шорт-лист XIII ежегодной премии за 2024 год. Награда присуждается в выставочном, издательском, музейном и реставрационном деле.

Первая балетная премьера сезона в Мариинке

Первая балетная премьера сезона Мариинского театра — «Танцсцены» на музыку Стравинского в постановке Вячеслава Самодурова. Показы пройдут 9 и 10 апреля на новой сцене.

Концерт Курентзиса в кино

Кинотеатр «Ленфильм» покажет запись концерта оркестра и хора musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, который состоялся в церкви Сан-Марко в Милане. Киносеанс состоится 6 апреля.

Поиск по сайту