Евгений Миронов: «Гоголь открывается по-новому»

Дата публикации: 18 февраля 2025

Спектакль-концерт «Видный миру смех и неведомые ему слёзы» продолжил программу XVIII Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи. Спектакль посвящён 90-летию композитора Альфреда Шнитке. Премьера состоялась в прошлом году в Саратове.
В постановке Марины Брусникиной оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета исполняет «Гоголь-сюиту» Альфреда Шнитке из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка», которую композитор написал по просьбе Юрия Любимова в 1978 году. Вместе с музыкой со сцены звучат отрывки из поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души». В этом спектакле не встретить знакомых персонажей — Ноздрёва, Собакевича, Манилова, Коробочку или Плюшкина. В центре внимания оказываются лирические отступления писателя, воплощённые на сцене актёрским дуэтом Евгения Миронова и Марии Смольниковой.
Исполнитель роли Рассказчика, народный артист России Евгений Миронов, подробно рассказал о том, как Гоголь и Шнитке соединились в одной постановке, почему лирические отступления оказались важнее игровых сцен и как зрители реагируют на тонкий гоголевский юмор.
Евгений Миронов: «Гоголь открывается по-новому»


Об отношении к Гоголю

«У меня печальные отношения с Гоголем. Я никогда в жизни не играл в его произведениях, что считаю большой ошибкой в моей творческой судьбе. Но вот появилась эта прекрасная возможность, и я за неё ухватился. В прошлом году был юбилей Альфреда Гарриевича Шнитке, и мы с режиссёром Мариной Брусникиной решили сделать что-то на материале „Мёртвых душ“. Оставалось только выбрать интересные сцены, этим должна была заняться режиссёр Марина Брусникина».
Евгений Миронов: «Гоголь открывается по-новому»

О выборе сцен и лирических отступлениях

«Я предполагал, что это будут игровые сцены — Чичиков, Манилов, Коробочка. Но Марина прислала текст, где были лирические отступления, мысли Гоголя. Я подумал: „Боже мой, зритель уснёт!“ Но как же я ошибался, как можно было не доверять Марине и Гоголю? Эти лирические отступления оказались для меня важнее, чем игровые сцены. Какой там юмор! И как зритель это считывает… В Саратове и в Москве на осеннем показе реагировали прекрасно. Гоголь нам понятен».

О музыке Шнитке и её сочетании с Гоголем

«Музыка Шнитке — это чистое хулиганство! Гармония, которая через секунду превращается в хаос, пила, электрогитара, потом снова симфоническая музыка. Он будто издевается, но при этом чётко отражает посылы Гоголя. Вдумайтесь, 190 лет „Мёртвым душам“! Почитайте или послушайте наш концерт — поймёте, что мало что изменилось. Мы всё те же, и всё там же».
Евгений Миронов: «Гоголь открывается по-новому»

О роли рассказчика

«Я не играю Гоголя. Я — Рассказчик. У меня нет ответственности за образ Гоголя, но есть задача донести до зрителя его отношение к своим героям Обычно зритель обращает внимание на эффектные сцены — в „Онегине“, это конечно же, „Письмо Татьяны“, в „Мёртвых душах“ — скажем, сцена Чичикова с Плюшкиным. Но здесь вдруг режиссёра заинтересовали другие места. И когда я готовился, я думал: „Ну как же так, я когда-то всё это читал, почему я не обращал раньше на это внимание?“ Это очень ценно, потому что Гоголь открывается в новом свете».
Евгений Миронов: «Гоголь открывается по-новому»

О формате спектакля-концерта

«Это эксклюзивная вещь, которую, к сожалению, нельзя играть репертуарно. Но это прекрасный формат. Мы с Юрием Абрамовичем Башметом уже опробовали его не раз. Это синтетический жанр: музыка, текст, видео все вместе создают впечатление. Это не спектакль и не симфонический концерт, а что-то новое. Вы в ближайшие дни планировали перечитать „Мёртвые души“? Я — нет, у меня есть другие заботы и дела. А тут есть прекрасная возможность, пусть ненадолго, но прикоснуться к Гоголю. Поверьте, мы приложили руку к тому, чтобы вы услышали этот текст по-новому, да ещё в сочетании с такой музыкой, с видео. Мне кажется, что это легче доходит до зрителя».
Дженнет Арльт
Фото — Алексей Молчановский, Евгений Евтюхов (предоставлено пресс-службой фестиваля)

Последние события

Соперничество Москвы и Петербурга

Редакция газеты The Art Newspaper Russia объявила шорт-лист XIII ежегодной премии за 2024 год. Награда присуждается в выставочном, издательском, музейном и реставрационном деле.

Первая балетная премьера сезона в Мариинке

Первая балетная премьера сезона Мариинского театра — «Танцсцены» на музыку Стравинского в постановке Вячеслава Самодурова. Показы пройдут 9 и 10 апреля на новой сцене.

Концерт Курентзиса в кино

Кинотеатр «Ленфильм» покажет запись концерта оркестра и хора musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, который состоялся в церкви Сан-Марко в Милане. Киносеанс состоится 6 апреля.

Поиск по сайту