С классическим акцентом
Дата публикации: 31 января 2025
Ансамбль «Камерата РНО» представил 29 января свой первый вечер в рамках абонементного цикла «Шедевры камерной музыки». Концерт прошёл в Москве, в Малом зале комплекса «Филармония-2».
Играть изысканные программы из редко звучащих произведений для коллектива давно стало доброй традицией. А еще играть их во всех смыслах хорошо и подчас открывать в знакомых композиторских стилях новые краски.
Начали с раннего произведения Бетховена, Квинтета для фортепиано и духовых инструментов ми-бемоль мажор, написанного в 1796 году. И здесь явно слышится влияние старших коллег — Моцарта и Гайдна, а виртуозность фортепианной партии напоминает, что Бетховен сам был прекрасным концертирующим пианистом. Неслучайно критики называли Квинтет фортепианным концертом в миниатюре. Однако в своем исполнении Филипп Копачевский отказывается от внешнего блеска и того самого противопоставления пианиста и «оркестра», характерного для жанра концерта. Напротив, музыкант органично вливается в идеальный ансамбль духовых, играя утонченно, буквально полутонами и создавая с музыкантами РНО безукоризненный звуковой баланс.
![С классическим акцентом](https://img.orpheus.ru/9P3pH-mYfscbWq740fD1-KReohCp8MyK2AXcjMDQxzA/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8xNDMvMzEyLzljZmVhYTAwLmpwZw==.jpg)
После антракта зрителей ждал опус еще одного венского классика, Йозефа Гайдна. Его Ре-мажорный концерт, как и Квинтет Бетховена, написан под влиянием Моцарта и представляет собой классический трёхчастный цикл, построенный по принципу контраста.
Двадцать пять лет назад это произведение дало старт сольной карьере Филиппа Копачевского.
«Предыдущий раз я его исполнял на своём самом первом сольном концерте в 1999 году. В городе Великий Новгород. С тех пор я этот концерт не играл», — рассказывает пианист.
И здесь музыканты нашли, чем удивить. Жизнерадостный классический концерт прозвучал на редкость современно и свежо, будто создавался на пару столетий позже. При этом стилистика Гайдна сохранилась. Музыканты в очередной раз продемонстрировали великолепный баланс между виртуозностью и эмоциональной наполненностью, а Филипп Копачевский показал себя чутким солистом, которому подвластны любые пассажи и краски.
![С классическим акцентом](https://img.orpheus.ru/pArpddg4FqwTHA0xnp0otxgjuBIsJ5TzBsRptpA6Njg/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8xNDMvMzE1LzkyNTQ1MmIyLmpwZw==.jpg)
Завершила вечер романтичная Серенада № 1 Иоганнеса Брамса для скрипки, альта, виолончели, контрабаса, флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны. У сочинения необычная судьба, рассказывает худрук коллектива, гобоист Виталий Назаров:
«Серенада написана Брамсом еще до всех его симфоний именно для нонета. Но впоследствии утерянная и, как гласит легенда, уничтоженная самим Брамсом после нелестной оценки Клары Шуман. Тот вариант, что мы исполним, — восстановленная по оркестровой партитуре версия, которую Брамс написал сильно позже».
Молодой 24-летний композитор, мечтавший писать симфонии бетховенского уровня, называл своё новое произведение серенадой-симфонией и при его создании ориентировался на серенады и дивертисменты Моцарта, то есть на развлекательную, "фоновую" музыку. Мог ли Брамс тогда подумать, что его Серенаду будут играть солидные музыканты на серьезной академической сцене?
Молодой 24-летний композитор, мечтавший писать симфонии бетховенского уровня, называл своё новое произведение серенадой-симфонией и при его создании ориентировался на серенады и дивертисменты Моцарта, то есть на развлекательную, "фоновую" музыку. Мог ли Брамс тогда подумать, что его Серенаду будут играть солидные музыканты на серьезной академической сцене?
В Серенаде шесть частей. На концерте «Камераты РНО» прозвучало четыре, что еще больше сроднило опус с классической симфонией. Да и музыкальный материал, ещё далёкий от зрелого стиля Брамса, больше напоминает венских классиков.
Таким образом, камерную музыку столь разных композиторов, как Гайдн, Бетховен и Брамс, объединило имя Моцарта, и программа вечера получилась цельной, но не однотонной.
Наталия Сергеева
Фото — пресс-служба РНО
Последние события
В Петербурге открылось новое культурное пространство
В Петербурге появилось новое культурное пространство — «Театр на Разночинной». Зал рассчитан на полсотни зрительских мест, таким образом все постановки будут камерными.
80 лет Хоровому училищу имени Свешникова
Концерт, посвящённый 80-летию Хорового училища имени Свешникова, состоялся накануне в Большом зале Московской консерватории.
Владимир Путин выразил соболезнования в связи со смертью Олега Стриженова
Президент Владимир Путин выразил соболезнования в связи со смертью народного артиста СССР Олега Стриженова, отметив, что актёр всегда работал с полной душевной отдачей.