Открытые прослушивания финалистов конкурса «Партитура»: день пятый
Дата публикации: 15 октября 2024
Завершились открытые прослушивания финалистов III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура». В Большом зале Московской консерватории в заключительных читках прозвучали сочинения участников в номинации «Хоровая музыка», а также произведения из номинации «Симфоническое произведение крупной и малой форм», в которых задействован хор. Опусы молодых авторов исполнили Московский государственный академический симфонический оркестр и Камерный хор Московской консерватории.
«Хоровая музыка» стала одной из самых популярных номинаций среди участников конкурса — 256 заявок из 1094. По результатам работы отборочной комиссии лауреатами в этой номинации стали Алексей Чернаков (Москва), Кирилл Андрюшин (Екатеринбург), Сергей Константинов (Москва), Михаил Котельников (Москва), Дмитрий Быкадоров (Шахты, Ростовская область), Михаил Гуторов (Москва), Артём Семёнов (Владимир).
Художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории, профессор Александр Соловьёв в перерыве между репетициями и читками поделился своим впечатлением о работах конкурсантов: «Главное творческое направление нашего хора — исполнение музыки наших современников, поэтому когда мы были приглашены к участию в конкурсе „Партитура“, мы очень обрадовались, поскольку это для нас возможность встречи с новыми композиторами. Могу сказать, что целый ряд партитур попадут в шорт-лист нашего коллектива, то есть мы исполним их и в других программах, а не только в рамках конкурса „Партитура“».
Алексей Чернаков — победитель «Партитуры» прошлого года. В этот раз на суд жюри он представил две части из кантаты «Духом сильный народ», посвящённой памяти воинов-сибиряков, принимавших участие в Великой Отечественной войне. «Мне эта тема близка, так как я сам родился в Новосибирске. Сочинение повествует об одном из переломных моментов — битве за Москву в декабре 1941 года. В том сражении участвовали дивизии из Сибири, в их числе мой двоюродный дед. У них была задача форсировать Волгу в районе города Калинина (нынешняя Тверь). Они шли на верную смерть, но задачу выполнили», — рассказал Алексей.
Для Кирилла Андрюшина сочинение музыки — побочная деятельность, по образованию он клинический психолог, в свободное время поёт в концертном хоре студентов, выпускников и ординаторов Уральского Государственного медицинского университета. В конкурсе «Партитура» — его Духовный концерт «Хвалите имя Господне». «Концерт писался как составная часть Всенощного Бдения, то есть с соблюдением всех канонов, — отметил Кирилл. — Но сейчас меня переполняют эмоции не только от музыки, но и от осознания того, что я впервые оказался в Большом зале Московской консерватории, причём не просто как зритель, а в качестве композитора, который слушает своё же произведение!».
«Молодые композиторы — это будущее русской хоровой музыки», — считает член жюри конкурса, худрук и главный дирижёр Академического большого хора «Мастера хорового пения», народный артист России Лев Конторович. «Мы услышали ту музыку, которая для русской культуры является основополагающей. Мы знаем, что „всё возникло в народе“, как сказал Глинка, потом в церкви, и всё это хор. Самой прекрасной русской музыке мы посвятили этот день», — рассказал Конторович.
Шесть участников «Партитуры» стали обладателями спецпризов в номинации «Хоровая музыка»: Даниил Сергеев (Москва), Динис Курбанов (Екатеринбург), Максим Вергей (Минск, Республика Беларусь), Александр Петров (Санкт-Петербург), Иван Мезенцев (Санкт-Петербург), Елена Шипова (Казань). Самому юному участнику номинации «Хоровая музыка» Ивану Мезенцеву 18 лет. Он студент факультета хорового дирижирования Санкт-Петербургского музыкального училища, для «Партитуры» подготовил «Тропарь Воскресения Христова». После того, как его сочинение прозвучало в зале, композитор не мог сдержать эмоций: «Сегодня у меня случился настоящий праздник. Чтобы мое произведение исполнил Камерный хор Московской консерватории — я о таком даже мечтать не мог! Спасибо „Партитуре“!»
В номинации «Симфоническое произведение крупной и малой форм» с участием хора — три автора: Михаил Котельников (Москва), Андрей Артёмов (Москва), Александр Волкотруб (Санкт-Петербург).
В финальных композиторских читках за пультом МГАСО — дирижёр Николай Хондзинский. Он пожелал конкурсу «Партитура» приобрести международный статус: «Это состязание уникально тем, что даёт молодым авторам возможность услышать в исполнении симфонического коллектива свои оркестровые сочинения. Устроить исполнение камерной музыки не так сложно, а вот представить на весь мир (учитывая трансляции и запись) сочинения для оркестра гораздо сложнее».
После композиторских читок оргкомитет конкурса начинает подготовку к финальному гала-концерту, на котором будут объявлены победители в восьми номинациях, а также прозвучат их произведения. «Впереди у членов жюри заключительный, но очень важный этап — отобрать самые яркие таланты, чтобы их могли оценить и наши слушатели, — рассказала Генеральный директор-художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра „Орфей“ Ирина Герасимова. — Я благодарю членов жюри за их работу, всех дирижёров, которые принимали участие в композиторских читках, а также замечательные коллективы — Камерный хор Московской консерватории и Московский государственный академический симфонический оркестр, который взял на себя сложнейшую задачу — исполнять сочинения наших участников в течение пяти дней».
Гала-концерт III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» пройдёт 26 ноября в Большом зале Московской консерватории. Посмотреть записи всех прошедших читок можно на медиаплатформе «Орфей».
Конкурс проводится при поддержке президентского Фонда культурных инициатив. Организаторы — фонд ФИРКОН и Телерадиоцентр «Орфей». Официальные партнёры проекта: Московская государственная консерватория имени Чайковского, Союз композиторов России, Министерство культуры РФ. Генеральный партнёр конкурса — Русское музыкальное общество.
Дженнет Арльт
Фото Ильи Колчкова
Последние события
«Пушкин» — слово года
Государственный институт русского языка имени Пушкина назвал словом 2024 года слово «Пушкин». Ключевыми словами года также стали «семья», «искусственный интеллект», «выборы» и «квадробер».
«Лабиринты Шнитке» проведут в Екатеринбурге
Фестиваль «Лабиринты Шнитке» открывается 21 ноября в Свердловской филармонии. В четырёх фестивальных концертах примут участие приглашённые солисты и коллективы филармонии.
Музыкальный фестиваль имени Горковенко
III Петербургский музыкальный фестиваль имени Горковенко пройдёт в Северной столице с 28 ноября по 22 декабря. В программе концертов — редкие сочинения отечественных и зарубежных композиторов.