Открытые прослушивания финалистов конкурса «Партитура»: день третий

Дата публикации: 20 сентября 2024

Открытые прослушивания финалистов III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» продолжаются в Большом зале Московской консерватории. В этот раз Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Алексея Ходорченкова исполнил оперную и балетную музыку.
Старт читкам дала балетно-симфоническая сюита «Капитан Немо» (прозвучали первая и пятая части) молодого композитора из Подмосковья Андрея Скобельского, для которого участие в «Партитуре» несомненно значимо.
«Это великий конкурс. Это и знакомства с композиторами, и работа с оркестром, дирижером. Ты видишь плюсы и минусы своих произведений, понимаешь, что можно улучшить. Это всегда очень ценно», — считает финалист.
Мощным этническим акцентом в первом отделении стали две сцены из балета «Земля веры — Баргуджин Тукум» Анастасии Дружининой, уроженки Улан-Удэ:
«Это балет о перерождении нас в разных мирах и взаимодействии / противодействии шаманизма и буддизма. Либретто основано на летописях, мифах и легендах. Есть аллюзии на шаманский обряд, национальные интонации, но прямого цитирования народной музыки в балете нет».
Легендой о девушке-чайке из рассказа Ивана Бунина «Велга» вдохновился москвич Валерий Макаров:
«Еще в детстве, занимаясь в театральной студии, мне запомнилась северная легенда Ивана Бунина „Велга“. Тогда я подумал: „Какой это простор для композитора, эта философская и трагичная история о любви, жертвенности и духовной сакральности. Уже будучи взрослым я написал камерную оперу».
Сразу два литературных первоисточника лежат в основе балета Андрея Гутника «Дети у Христа на ёлке»: сказка Андерсена «Девочка со спичками» и рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
«Это мой первый опыт работы с оркестром и возможность услышать свою музыку, учесть нюансы, которые пригодятся в дальнейшей работе», — Андрей тоже впечатлен участием в конкурсе.
Открытые прослушивания финалистов конкурса «Партитура»: день третий
При выборе сюжета для будущих опер и балетов у финалистов «Партитуры» можно обнаружить две тенденции, и обе они связаны с традициями российской музыкальной культуры. Часть авторов вдохновляется монументальными, эпическими темами в духе Бородина и Мусоргского. К таким произведениям можно отнести симфоническую балетную картину о противостоянии света и тьмы «Любовь и война» Владимира Шилькрота и оперу «Орлы Урала» казанского композитора Ильяса Камалова, посвященную Отечественной войне 1812 года и рассказывающую о башкирских лучниках, восставших против Наполеона.
«Это большая радость и счастье для меня — прозвучать в легендарном Большом зале Московской консерватории с великолепными оркестром и дирижером», — восторгается Ильяс.
Другая тенденция — выбор сказочных сюжетов. Она уходит корнями к глинкинскому «Руслану» и к моцартовским зингшпилям. Среди прозвучавших на «Партитуре» опусов (разумеется, фрагментарно) таковы опера «Принцесса и Свинопас» Алины Подзоровой, написанная по сказке Андерсена; зингшпиль «Мартин-воитель» Дмитрия Яковлева и опера Петра-Даниэля Бойкова «Бриллиант десяти сил», вдохновленная японской сказкой Кэндзи Миядзавы.
Конкурс «Партитура» становится значимым шагом в карьере каждого участника. Даже для опытных композиторов, у которых за плечами победы во многих российских и международных состязаниях.
«Этот конкурс замечателен тем, что можно поучаствовать в разных номинациях и услышать свое сочинение, написанное для масштабных составов. Например, для тройного состава оркестра и большого хора», — рассказывает Алина Подзорова, произведения которой звучат на Дягилевском фестивале, «Московской осени», «Другом пространстве» и других крупных смотрах.
Анастасия Дружинина предлагает увеличить возраст участников до сорока лет:
«После тридцати ты как композитор только начинаешь существовать, начинаешь понимать, в какую сторону идти. Хочется больше проявлять творческую активность, и конкурсы в этом помогают очень сильно. Работа с дирижером, с партитурой, с акустикой — нельзя, прочитав книги, всё это осознать до конца. Только через практику, которой у композитора должно быть очень много».
Нельзя не восхититься мастерством Алексея Ходорченкова, который настолько гибко и виртуозно ведет оркестр и погружается в стилистику исполняемого, что кажется, будто дирижер изучал каждую партитуру не один месяц. Но это не так.
«Для дирижера подобные конкурсы — тест на профессионализм, потому что время для подготовки ограниченное, всего несколько недель на изучение всех партитур. Перед первой репетицией уже нужно досконально знать произведение. Оркестранты живо реагируют, играют с удовольствием, если музыка им нравится. И наоборот», — тотальное погружение в партитуры состоялось: после двух отделений маэстро эмоционально выжат и перед беседой просит перерыв.
Открытые прослушивания финалистов конкурса «Партитура»: день третий
Финальные прослушивания в жанрах оперы и балета заинтересовали профессуру ГИТИСа. Ксения Попова, декан балетмейстерского факультета, видит здесь перспективное сотрудничество:
«Для наших студентов такие прослушивания интересны. У нас, к сожалению, не часто случаются встречи с молодыми композиторами, но важно, чтобы творческие люди объединялись здесь и сейчас и создавали новые произведения на стыке творческих сил. Это возможность новых высказываний».
Галина Тимакова, доцент кафедры режиссуры, режиссер «Геликон-Оперы», приятно удивлена:
«Я не любитель радикальной, авангардной музыки. Отношусь к ней осторожно. И было приятно обнаружить в исполняемых сегодня произведениях человечность, музыкальность, соответствие жанру. Надеюсь, молодые композиторы продолжат нас радовать, а современная академическая музыка придет в театр.
Нужно открывать новое, а режиссерам уметь работать с композиторами. Как Борис Покровский работал с Холминовым, Шостаковичем, Прокофьевым. Взаимодействие двух живых творцов приведет к хорошему результату, потому что есть диалог.
Я буду рада если мои молодые режиссеры выберут на диплом произведения молодых композиторов».
Музыкальное утро в БЗК оказалось действительно насыщенным и наполненным вдохновением. Нечасто в Москве представляют на большой сцене такое изобилие разных композиторских стилей и еще реже можно увидеть всех авторов вживую и пообщаться с ними. Конкурс «Партитура» в очередной раз подтверждает свою значимость в развитии современной музыкальной культуры и знакомит публику с произведениями, которые, возможно, станут классикой завтрашнего дня.
Трансляции открытых прослушиваний проходят на медиаплатформе «Орфей», там же можно посмотреть запись предыдущих читок.
Конкурс «Партитура» продолжится 8 октября в Большом зале Московской консерватории. За дирижерский пульт МГАСО встанет худрук Симфонического оркестра радио «Орфей» Сергей Кондрашев. Прозвучат произведения для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром. Для публики вход на все прослушивания бесплатный по регистрации.
Наталия Сергеева

Последние события

Хор Минина даст концерт ко Дню защитника Отечества

Московский государственный академический камерный хор представит программу ко Дню защитника Отечества. Выступление коллектива состоится 22 февраля в Культурном центре «Минин-хор».

Молодые российские дирижёры соберутся во Владикавказе

Фестиваль молодых хоровых и симфонических дирижёров России пройдёт 21 и 22 февраля в филиале Мариинского театра во Владикавказе. Смотр посвящён первой в СССР женщине-дирижёру Веронике Дударовой.

В Фермерский дворец Петергофа — бесплатно

«Петергоф» сделает свободным вход в Фермерский дворец 23 февраля в честь Года защитника Отечества. Для посещения необходимо получить бесплатный билет в кассе музея или оформить заранее на его сайте.