Открытые прослушивания финалистов конкурса «Партитура»: день второй

Дата публикации: 15 сентября 2024

Второй день открытых прослушиваний финалистов III Всероссийского конкурса «Партитура» отдан симфоническим сочинениям крупной и малой формы. В Большом зале консерватории имени Чайковского произведения молодых авторов исполнил Московский государственный академический симфонический оркестр. За дирижёрским пультом — художественный руководитель и главный дирижёр Международного симфонического оркестра TV BRICS Михаил Голиков.
В начале — напутственное слово от идейного вдохновителя конкурса, сотрудника управления Президента по общественным проектам, композитора Петра Корягина. «„Если ноты открывают, значит, это кому-то нужно“, — перефразируя Маяковского, сказал со сцены Пётр Корягин. — Наша страна, как и многие другие, прошла непростой период, когда представления о современной музыке менялись. Были этапы взлётов и падений, и нередко, услышав о современной музыке, люди воспринимают её со скептицизмом. Но сейчас ситуация меняется. Современная музыка очень нужна, важна именно тем, что она пишется в наши дни. Она может быть разной, отличаться по стилю или настроению, но она создаётся сегодня, а значит, соответствует духу времени».
Дирижёр Михаил Голиков отметил, что сегодня необходимо говорить о новом слове в академической музыке: «В нашей стране немного задержался этап, когда долго не появлялось новых громких молодых имён. И благодаря конкурсу „Партитура“ у нас есть возможность найти те таланты, которые должны стать продолжателями великих традиций нашей страны».
Открытые прослушивания финалистов конкурса «Партитура»: день второй
Читки открылись симфонией с органом «Osarsymphony» Дарьи Славниковой. Дарья — выпускница, а теперь уже преподаватель Московской консерватории, ученица композитора Александра Чайковского. Своё сочинение она посвятила немецкому писателю Томасу Манну и его роману «Иосиф и его братья». Работа над симфонией, по словам композитора, заняла 12 лет. «Я в „Партитуре“ участвую впервые, и сразу такая удача — попасть в финал. Конкурс очень мотивирует работать и творить, причём делать это качественно, принимая во внимание, какая высокая конкуренция», — призналась Дарья Славникова.
Также среди участников номинации симфонической музыки крупных форм— выпускник РАМ имени Гнесиных, композитор и музыкальный продюсер радио «Орфей» Артём Ромоданов. «Я уже второй раз участвую в конкурсе, ранее подавал заявку, но до финала не дошёл. В этот раз всё сложилось для меня более удачно, — рассказал Артём. — „Партитура“ — один из самых серьёзных композиторских конкурсов, их у нас не так много. Для композиторов ценность его в том, что условия конкурса не ограничивают участников в выборе формы — здесь много номинаций, поэтому к нему такой большой интерес». Для конкурса Артём выбрал пьесу для большого симфонического оркестра «In Red».
Открытые прослушивания финалистов конкурса «Партитура»: день второй
Лилия Исхакова из Казани вдохновение для творчества черпает в фольклоре — на читке прозвучала её симфоническая поэма «О чём поёт ветер», основой для которой стала татарская народная песня. «Для меня самое невероятное на конкурсе — это взаимодействие с оркестром, — поделилась Лилия. — Услышать своё сочинение в исполнении МГАСО — это большой подарок».
Ценность работы с оркестром отмечает и Курбанов Динис из Екатеринбурга. «За каждую возможность репетиции с оркестром такого уровня нужно держаться. Приобрести опыт, учиться на ошибках, услышать удачные или не очень оркестровые решения. Это заменяет многие годы обучения», — считает Динис. На конкурсе — две его работы: симфонию для большого оркестра «Из глубин памяти» о жертвах Катыни жюри отметило спецпризом, а «Вальс-Трезвон» для большого оркестра, написанный к 185-летию со дня рождения Мусоргского, попал в финал в номинации «Симфоническое произведение малой формы».
Открытые прослушивания финалистов конкурса «Партитура»: день второй
Дирижёр Михаил Голиков назвал работу оркестра «профессиональной и самоотверженной»: «12 произведений для одного дня — это очень много. Тем более мы исполняем современную музыку, здесь большую роль играют нюансы и полутона. Оркестр трудился с огромным желанием постичь замысел авторов, и я думаю, нам это удалось».
Ещё одно сочинение в честь памятной даты — симфоническая картина «Суздальские соборы» к 1000-летию Суздаля. Композитор — выпускник Белорусской Академии Музыки, студент Московской консерватории Артём Цёсь. «Когда я впервые попал в Суздаль и увидел его архитектуру, это стало сильнейшим впечатлением — так родилось это произведение. Про конкурс „Партитура“ я слышал давно, но не решался подавать заявку. В этом году мой педагог убедил меня участвовать. Безусловно, это хорошая стартовая точка для начинающих композиторов, у которых ещё пока нет репутации. Участвуя в конкурсе, мы можем рассказать о себе», — отметил Артём. Это подтверждает член жюри, композитор Юрий Потеенко: «„Партитура“ — это прямая дорога для начинающих авторов быть востребованными, показать, что ты из себя представляешь. Когда о человеке кто-то говорит или кто-то его рекомендует, это всегда „кот в мешке“, а когда ты приходишь в зал и слушаешь его сочинение в исполнении профессионального оркестра, сразу понимаешь, с кем ты имеешь дело».
Худрук и главный дирижёр Академического большого хора «Мастера хорового пения» Лев Конторович после прослушиваний рассказал, что рано пока делать выводы о том, кто станет лауреатом. «Можно отметить, что все они профессионалы, они владеют оркестровкой. Но чувствуется, что многие ещё пока нащупывают свой стиль», — признался Конторович. В их молодости — сила, считает член жюри, Президент Благотворительного Фонда Микаэла Таривердиев, музыковед Вера Таривердиева: «Это новое поколение, которое приходит в музыку. Конечно, нам интересно узнать, как они мыслят, чем они живут, чем интересуются».
Открытые прослушивания финалистов конкурса «Партитура»: день второй
«Меня подкупила искренняя вовлечённость каждого из наших финалистов, — рассказал дирижёр Михаил Голиков. — Они, не стесняясь, признают свои ошибки, если на них указать, приходят на следующую репетицию, и уже сами отмечают какие-то свои недостатки. Мне нравится, что они готовы совершенствоваться, готовы работать».
Генеральный партнёр конкурса — Русское музыкальное общество. Его Председатель Правления Владислав Шестаков напомнил, что одна из задач «Партитуры» — популяризация классической музыки. «Мы сегодня услышали действительно интересные сочинения, — сказал Шестаков. — Я думаю, некоторые из них могут войти в репертуар симфонических оркестров нашей страны, они заслуживают внимания нашей музыкальной общественности».
Трансляция открытых прослушиваний проходит на медиаплатформе «Орфей», там же можно посмотреть запись предыдущих читок (номинации «Киномузыка» и «Эстрадно-симфоническое произведение/Оперетта/Мюзикл»). 19 сентября в исполнении МГАСО прозвучат произведения финалистов конкурса в номинациях «Опера» и «Балет». Для публики вход на прослушивания свободный.
Дженнет Арльт
Фото — Наталья Львова

Последние события

Осень в Летнем саду

Скульптуры Летнего сада укрыли в футляры до весны. Как сообщили в Русском музее, специалисты провели подготовку сада к зиме в соответствии с традицией, заложенной еще в XVIII веке.

Детский хор ищет новые голоса

В детский хор телерадиоцентра «Орфей» объявлен дополнительный набор. На конкурс приглашаются дети от 7 до 10 лет, обладающие музыкальным слухом и голосом. Прослушивания пройдут 9 и 10 ноября.

Театры кукол отметят юбилей Пушкина

В Московском театре кукол начинается «Пушкин фест», посвящённый 225-летию со дня рождения поэта. На открытии покажут «Пиковую даму» Нижегородского театра кукол.