Открытые прослушивания финалистов конкурса «Партитура»: день первый

Дата публикации: 8 сентября 2024

В Большом зале Московской консерватории прошёл первый этап открытых прослушиваний произведений финалистов III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура». Сочинения участников прозвучали в сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением дирижёра Александра Клевицкого.
Из 1094 заявок, присланных на конкурс, экспертный совет отобрал 40 финалистов. В первый день открытых прослушиваний (или как их называют сами музыканты — «читки») члены жюри и публика услышали произведения 10 молодых авторов. Начали с номинации «Киномузыка», конкурсанты — жители столицы Александр Алейников, Игорь Шаманов и Борис Вишневский, а также Олеся Бердникова из Гатчины и Семён Конев из Одинцово. «Я предвкушал, что мы будем слушать хорошую музыку и по большей части так случилось. Есть у меня и свои фавориты. Интересно, что фавориты молодые, а значит, у них впереди хорошие перспективы, раз они уже так свободно мыслят, так себя уже подают», — поделился впечатлениями член жюри, член правления Союза кинематографистов России и Гильдии композиторов в Союзе кинематографистов России Иван Бурляев.
Александр Алейников в конкурсе участвует уже в третий раз, два из них прошёл в финал. «Только что прозвучала моя киносюита „Краски жизни“, я под большим впечатлением! Впервые слышать своё произведение в святом, можно сказать, месте, под портретами великих русских и зарубежных композиторов и в исполнении оркестра, который справляется с музыкой настолько хорошо — это очень дорогого стоит. Это волнующий момент и для автора, и для зрителя, для которого мы эту музыку пишем, потому что киномузыка работает именно со зрителем», — рассказал в перерыве Александр.
«Все финалисты поставлены в равные условия, произведение каждого исполняется оркестром, это позволяет дать объективную оценку каждому участнику, — считает член жюри, пианистка Екатерина Мечетина. — Мы услышали 5 человек в одной номинации, несмотря на то, что произведения очень разные, их немного, поэтому оценить уровень конкурсантов достаточно просто».
Во втором отделении оркестр представил сочинения из номинации «Эстрадно-симфоническое произведение/Оперетта/Мюзикл». Участники номинации — Алексей Попков из Тольятти, Григорий Середин из Москвы, Никита Кочешков из Ярославля, композиторы из республики Татарстан Фёдор Галеев и Мадина Рябова. Никита Кочешков, представивший Концертино для фортепиано с оркестром, сам солировал на рояле. «Для меня это просто потрясающий опыт, — рассказал он после выступления. — Это взаимодействие с оркестром, умение слушать, умение работать по руке дирижёра. Я пианист в первую очередь, и изучаю композицию самостоятельно. Для меня участие в конкурсе „Партитура“ ценно именно тем, что я набираюсь опыта, получаю отклик от дирижёра, музыкантов, членов жюри».
«Самое приятное, что после прослушиваний много эмоций, — отметил член жюри, генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. — Если рождаются эмоции, значит, музыка достучалась до слушателя. Время идёт вперёд, музыкальный язык меняется, изложение меняется и очень приятно, что этот язык изложения понятен. Конечно, каждый из композиторов хочет донести какие-то свои идеи, и мы слышим и понимаем эти идеи, они донесены доступным музыкальным языком».
Также в первый день прослушиваний МГАСО исполнил произведения авторов, не попавших в финал, но чьи произведения были высоко оценены отборочной комиссией. Москвичи Роман Млодик, Данил Королёв и Софья Романова, а также Дарья Тойвонен из Петрозаводска удостоились спецпризов и стали участниками внеконкурсных «читок».
Уровень сочинений молодых композиторов, по словам дирижёра, композитора и члена жюри Александра Клевицкого внушает надежду на то, что подрастающее поколение станет достойной сменой. «Молодые композиторы очень здорово владеют композиторским ремеслом. Подчас в партитурах чуть ли не в каждом такте переменный размер, что очень напрягает (в хорошем смысле) сознание дирижёра. И при этом много хорошей, просто мелодичной музыки, и я это всячески приветствую, потому что публика изголодалась по красивым мелодиям», — отметил Клевицкий.
Всероссийский конкурс «Партитура» открыт для всех, прокомментировала Генеральный директор-художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова: «В „Партитуре“ участвуют не только профессионалы, выпускники и учащиеся профильных факультетов. Если музыкант-любитель, услышав о нашем конкурсе, тоже хочет в нём участвовать, если его сочинения талантливы, мы это только приветствуем. „Партитура“ подсвечивает, как много людей в нашей стране хотят сочинять музыку. Если в первом конкурсе у нас было 200 заявок, во втором — около 400, то в третьем — больше тысячи. Мы получаем очень точный срез музыкальной эпохи, потому что редко когда в одном месте можно найти такое такое количество произведений нашего времени».
Трансляция первого дня открытых прослушиваний конкурса «Партитура» доступна на медиаплатформе «Орфей»(открывается в новом окне). Следующая читка произведений лауреатов конкурса в номинациях «Симфоническое произведение крупной формы» и «Симфоническое произведение малой формы» состоится в Большом зале консерватории 14 сентября. Вход свободный по предварительной регистрации(открывается в новом окне).
Дженнет Арльт

Последние события

«Музеем года» стал петербургский Русский музей

Стали известны победители Национальной премии в области музейного дела имени Лихачёва. «Музеем года» назван Русский музей. Награду получила его генеральный директор Алла Манилова.

Выпускные концерты МГАХ пройдут в Большом

Выпускники Московской государственной академии хореографии 4 и 5 июня дадут концерты в Большом театре. Выступления впервые пройдут под художественным руководством нового ректора Светланы Захаровой.

Совет от Никиты Михалкова

Никита Михалков назвал три фильма, которые нужно посмотреть каждому молодому человеку. Такой вопрос ему задали на Петербургском международном юридическом форуме.

Поиск по сайту