Открытые прослушивания финалистов конкурса «Партитура»: день первый

Дата публикации: 8 сентября 2024

В Большом зале Московской консерватории прошёл первый этап открытых прослушиваний произведений финалистов III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура». Сочинения участников прозвучали в сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением дирижёра Александра Клевицкого.
Из 1094 заявок, присланных на конкурс, экспертный совет отобрал 40 финалистов. В первый день открытых прослушиваний (или как их называют сами музыканты — «читки») члены жюри и публика услышали произведения 10 молодых авторов. Начали с номинации «Киномузыка», конкурсанты — жители столицы Александр Алейников, Игорь Шаманов и Борис Вишневский, а также Олеся Бердникова из Гатчины и Семён Конев из Одинцово. «Я предвкушал, что мы будем слушать хорошую музыку и по большей части так случилось. Есть у меня и свои фавориты. Интересно, что фавориты молодые, а значит, у них впереди хорошие перспективы, раз они уже так свободно мыслят, так себя уже подают», — поделился впечатлениями член жюри, член правления Союза кинематографистов России и Гильдии композиторов в Союзе кинематографистов России Иван Бурляев.
Александр Алейников в конкурсе участвует уже в третий раз, два из них прошёл в финал. «Только что прозвучала моя киносюита „Краски жизни“, я под большим впечатлением! Впервые слышать своё произведение в святом, можно сказать, месте, под портретами великих русских и зарубежных композиторов и в исполнении оркестра, который справляется с музыкой настолько хорошо — это очень дорогого стоит. Это волнующий момент и для автора, и для зрителя, для которого мы эту музыку пишем, потому что киномузыка работает именно со зрителем», — рассказал в перерыве Александр.
«Все финалисты поставлены в равные условия, произведение каждого исполняется оркестром, это позволяет дать объективную оценку каждому участнику, — считает член жюри, пианистка Екатерина Мечетина. — Мы услышали 5 человек в одной номинации, несмотря на то, что произведения очень разные, их немного, поэтому оценить уровень конкурсантов достаточно просто».
Во втором отделении оркестр представил сочинения из номинации «Эстрадно-симфоническое произведение/Оперетта/Мюзикл». Участники номинации — Алексей Попков из Тольятти, Григорий Середин из Москвы, Никита Кочешков из Ярославля, композиторы из республики Татарстан Фёдор Галеев и Мадина Рябова. Никита Кочешков, представивший Концертино для фортепиано с оркестром, сам солировал на рояле. «Для меня это просто потрясающий опыт, — рассказал он после выступления. — Это взаимодействие с оркестром, умение слушать, умение работать по руке дирижёра. Я пианист в первую очередь, и изучаю композицию самостоятельно. Для меня участие в конкурсе „Партитура“ ценно именно тем, что я набираюсь опыта, получаю отклик от дирижёра, музыкантов, членов жюри».
«Самое приятное, что после прослушиваний много эмоций, — отметил член жюри, генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. — Если рождаются эмоции, значит, музыка достучалась до слушателя. Время идёт вперёд, музыкальный язык меняется, изложение меняется и очень приятно, что этот язык изложения понятен. Конечно, каждый из композиторов хочет донести какие-то свои идеи, и мы слышим и понимаем эти идеи, они донесены доступным музыкальным языком».
Также в первый день прослушиваний МГАСО исполнил произведения авторов, не попавших в финал, но чьи произведения были высоко оценены отборочной комиссией. Москвичи Роман Млодик, Данил Королёв и Софья Романова, а также Дарья Тойвонен из Петрозаводска удостоились спецпризов и стали участниками внеконкурсных «читок».
Уровень сочинений молодых композиторов, по словам дирижёра, композитора и члена жюри Александра Клевицкого внушает надежду на то, что подрастающее поколение станет достойной сменой. «Молодые композиторы очень здорово владеют композиторским ремеслом. Подчас в партитурах чуть ли не в каждом такте переменный размер, что очень напрягает (в хорошем смысле) сознание дирижёра. И при этом много хорошей, просто мелодичной музыки, и я это всячески приветствую, потому что публика изголодалась по красивым мелодиям», — отметил Клевицкий.
Всероссийский конкурс «Партитура» открыт для всех, прокомментировала Генеральный директор-художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова: «В „Партитуре“ участвуют не только профессионалы, выпускники и учащиеся профильных факультетов. Если музыкант-любитель, услышав о нашем конкурсе, тоже хочет в нём участвовать, если его сочинения талантливы, мы это только приветствуем. „Партитура“ подсвечивает, как много людей в нашей стране хотят сочинять музыку. Если в первом конкурсе у нас было 200 заявок, во втором — около 400, то в третьем — больше тысячи. Мы получаем очень точный срез музыкальной эпохи, потому что редко когда в одном месте можно найти такое такое количество произведений нашего времени».
Трансляция первого дня открытых прослушиваний конкурса «Партитура» доступна на медиаплатформе «Орфей». Следующая читка произведений лауреатов конкурса в номинациях «Симфоническое произведение крупной формы» и «Симфоническое произведение малой формы» состоится в Большом зале консерватории 14 сентября. Вход свободный по предварительной регистрации.
Дженнет Арльт

Последние события

История одной семьи

Постановку РАМТа «Леопольдштадт» покажут 21 ноября на Фестивале «Уроки режиссуры» в Москве. Событие проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Красота ускользающего времени

Пушкинский музей начинает приём заявок на участие в художественной резиденции в Мастерской Эдуарда Штейнберга. Автор лучшей концепции отправится в Тарусу исследовать творчество мастера.

Пушкин Серебряного века

Предпремьерный показ постановки «Мой Пушкин» по эссе Марины Цветаевой представят завтра в Российской государственной библиотеке для молодёжи. Спектакль готовили актёры театра-студии «Чайка».