Алмазы и бриллианты оперы будущего

Дата публикации: 7 августа 2024

21–27 июля 2024 года в Государственной Капелле в Санкт-Петербурге прошёл XV юбилейный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.
В эти жаркие дни не слишком теплого петербургского лета в зале Капеллы каждый день с 11 часов утра собирались те, кто хотел услышать голоса молодых талантов (возрастным ограничением традиционно были 32 года) и отметить для себя среди них тех, за чьей будущей карьерой захочется следить, красотой чьего голоса восторгаться. Это достаточно уникальный опыт, потому что лауреаты конкурса, который впервые был проведен в сентябре 1999 года, стали звездами мировой оперной сцены, о которых мы читаем и которых слушаем.
На юбилейный конкурс, который проходил при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив, на онлайн-отбор конкурса было подано около 400 заявок, а в первый очный тур прошли 90 участников из России, Узбекистана, Монголии, Казахстана, КНР, Вьетнама, Франции, Грузии. Высокий профессионализм и чуткость в работе с молодыми певцами проявили и концертмейстеры конкурса — Мария Чернова, Валентина Майстер, Елена Лебедева, Антонина Кадобнова, а также Николай Едукин и Валерия Петрова, получившие специальную премию лучших концертмейстеров. В жюри юбилейного конкурса вошли международные оперные агенты Тедди Герстель и Алессандро Ариози, главный художественный консультант Дворца искусств Будапешта, художественный консультант Венгерской государственной оперы, бас Тамаш Батер, народная артистка СССР и Грузии и профессор Московской консерватории Маквала Касрашвили, бас Мариинского театра Михаил Петренко, директор ГАБТ им. А.Навои (Узбекистан) Рамиз Усманов, а также заслуженная артистка России, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Нина Арсентьева. В первых двух турах жюри внимательно прослушивали участников, на третий же переместились на балкон зала Капеллы, позволяя слушателям заполнить места в партере. Почти физически чувствовалось, как волнение, словно морская рябь, переходило от одного уголка зала в другой во время исполнения некоторых певцов, однако тишине и дисциплине в зале позавидовал бы любой оперный театр: по окончании выступления она, конечно же, взрывалась аплодисментами.
В такой потрясающей атмосфере была возможность подумать о многих важных вещах, связанных с профессией оперного певца и о необходимости длительной работы над голосом, репертуаром и внутренним артистизмом. Слушание также требует тех качеств, которые трудно поддерживать в современном мире — внимания, умения наблюдать за развитием образа в арии, концентрации на чистоте спетой ноте, доверия самому себе в выборе тех, кто импонировал тебе больше других — подчас интуитивно. На конкурсе стало очевидным, что оперное пение, кроме объективных критериев следования написанному в нотах и в плане ритма, и в плане динамики и выбранного темпа для произведения, а также правильного произнесения слов арии или романса, имеет очень много субъективных элементов — ведь какие-то тембры, особенности исполнения, манера существования на сцене и даже репертуар и выбранная для конкурса одежда формируют зрительское восприятие.
Важным фактором при определении понравившегося исполнения является огранка, которую певец создает своему голосу, профессионализм, который отличает наивный артистизм и неотшлифованную подачу голоса от выверенной работы над словом, образом, интонациями, ровностью звучания и его динамикой при исполнении. Именно по этому критерию можно условно разделить певцов на две группы — тех, кто после участия в конкурсе казался готовым начать движение вверх и подняться на профессиональную оперную сцену и тех, кто еще не готов к этому. Так, например, тенор Давид Саникидзе, басы Филипп Эль-Танани и Габриел Де-Рель и баритоны Аминзода Жуманиязов и Иракли Гургенидзе, сопрано Солдатенкова Анастасия и Анастасия Зотова оставляли сильное впечатление своей окутывающей зал харизмой. Но, казалось, что в угоду излишней театральности была отдана скрупулезная работа над нюансами арий и романсов. Порой певцы демонстрировали недостаточное владение голосом и шли на поводу у своих эмоций и грешили излишней громкостью.
Были и противоположные случаи — излишняя зажатость певца была следствием волнения, с которым, вероятно, трудно справиться. Такие особенности исполнения можно было заметить у Валерии Горбуновой (ставшей обладательницей спецприза за лучшее исполнение произведение из репертуара Елены Образцовой); обладающей великолепным, но слишком выверенным и холодным голосом сопрано Карахановой Эльмиры и у очень мне понравившейся, но достаточно скованной Анны Щербаковой; старательно работавшей над звуком и делавшей эти усилия для нас очевидными Дарьей Хозиевой, у баритона из Монголии Хоролгарава Монхтувшина (получившего приз зрительских симпатий), у сопрано из Вьетнама Нгуен Тхи Ха Ми, выстроившей выступление до мелочей и напоминавшей куклу, и в чем-то у излишне контролировавшей свой великолепный голос Валентины Правдиной, разделившей третью премию с Арсением Яковлевым и также ставшей обладательницей спецприза «Лучшее сопрано».
Самым впечатляющим стало исполнение, где музыкальность выходила на первый план, где артистизм был подкреплен огранкой голоса и его контролем. У этой цельности есть своя тайна, которая подчас не раскладывается на отдельные элементы. Эта тайна у каждого из исполнителей была своя, и именно они были похожи на настоящие бриллианты, обладающие своей уникальностью. Такими уже с первых туров конкурса себя проявили меццо-сопрано Юлия Вакула (получившая спецприз за лучшее исполнение музыки бельканто), баритон Богдан Гуенок (он вместе с сопрано Вероникой Хорошевой примет участие в концертном цикле фонда Елены Образцовой), бас Константин Федотов (кроме второй премии также получивший право выступить в сезоне оперного театра Будапешта в Венгрии), тенор Илья Легатов, от которого шла необъяснимая сила яркого музыкального таланта и исполнение которого отличалось удивительной цельностью при разнообразии нюансов каждой из арий.
Илья Легатов уже исполняет партию Безухова в спектакле «Новой оперы» — «Война и мир. Наташа и Андрей» Прокофьева — именно арию Пьера он и выбрал на третий тур — погружение артиста в мир этого героя чувствовалось и покоряло зал. Артист молодежной оперной программы Большого театра Легатов получил Гран-при юбилейного конкурса Елены Образцовой. Единственный контртенор конкурса Иван Бородулин поразил арией Оберона из оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» — присужденной ему первой премией жюри подчеркнули необходимость обратить внимание на певца и использовать уникальные особенности его голоса. Запомнились также лирико-колоратурное сопрано — китаянка Чжан Мэнвэнь, покорившая своим голосом и красотой исполнения многих зрителей (ей предстоит принять участие в сезоне 2024–2025 годов ГАБТ имени Алишера Навои) и Александра Евстафьева, не получившая спецпризов, но вызвавшая восторг чистотой и выразительностью своего голоса. Роман Широких также показал себя с лучшей стороны и был особенно цельным при исполнении русского репертуара. За исполнение романса Глинки «Я помню чудное мгновенье» певец был удостоен специальной премии конкурса. Многие оценили и выверенный, гибкий тенор Арсения Яковлева — певец стал обладателем третьей премии и нескольких спецпризов, куда входят запись на студии, интервью «Музыкальному клондайку» и право выступить в гала-концерте «Оперный бал Елены Образцовой» 14 октября 2024 года на Исторической сцене Большого театра.
Конкурс закончился. Но, по сути, все только начинается — концерты, выступления, приглашения в оперные сезоны, работа над репертуаром и дальнейшая шлифовка голоса — не думаю, что молодые певцы будут почивать на лаврах. Ведь, как говорила сама Елена Образцова — «нельзя научить, можно научиться».
Текст Юлии Савиковской

Последние события

Мельница «Мулен Руж» снова вращается

Крылья мельницы знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вновь начали вращаться спустя более года после обрушения старой конструкции. 10 июля состоялся торжественный запуск обновлённых лопастей.

Наследники традиций русской вокальной школы

Финальный тур XI Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой начинается 11 июля в Санкт-Петербурге. Участвуют 70 певцов из России, Белоруссии и Канады.

11 июля – 100 лет со дня рождения Николая Гедды

Николай Гедда был одним из редких мастеров, не знающих стилистических и репертуарных ограничений. Широкая душа – это тоже про легендарного певца. 11 июля исполняется 100 лет со дня его рождения.

Поиск по сайту