Алмазы и бриллианты оперы будущего

Дата публикации: 7 августа 2024

21–27 июля 2024 года в Государственной Капелле в Санкт-Петербурге прошёл XV юбилейный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.
В эти жаркие дни не слишком теплого петербургского лета в зале Капеллы каждый день с 11 часов утра собирались те, кто хотел услышать голоса молодых талантов (возрастным ограничением традиционно были 32 года) и отметить для себя среди них тех, за чьей будущей карьерой захочется следить, красотой чьего голоса восторгаться. Это достаточно уникальный опыт, потому что лауреаты конкурса, который впервые был проведен в сентябре 1999 года, стали звездами мировой оперной сцены, о которых мы читаем и которых слушаем.
На юбилейный конкурс, который проходил при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив, на онлайн-отбор конкурса было подано около 400 заявок, а в первый очный тур прошли 90 участников из России, Узбекистана, Монголии, Казахстана, КНР, Вьетнама, Франции, Грузии. Высокий профессионализм и чуткость в работе с молодыми певцами проявили и концертмейстеры конкурса — Мария Чернова, Валентина Майстер, Елена Лебедева, Антонина Кадобнова, а также Николай Едукин и Валерия Петрова, получившие специальную премию лучших концертмейстеров. В жюри юбилейного конкурса вошли международные оперные агенты Тедди Герстель и Алессандро Ариози, главный художественный консультант Дворца искусств Будапешта, художественный консультант Венгерской государственной оперы, бас Тамаш Батер, народная артистка СССР и Грузии и профессор Московской консерватории Маквала Касрашвили, бас Мариинского театра Михаил Петренко, директор ГАБТ им. А.Навои (Узбекистан) Рамиз Усманов, а также заслуженная артистка России, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Нина Арсентьева. В первых двух турах жюри внимательно прослушивали участников, на третий же переместились на балкон зала Капеллы, позволяя слушателям заполнить места в партере. Почти физически чувствовалось, как волнение, словно морская рябь, переходило от одного уголка зала в другой во время исполнения некоторых певцов, однако тишине и дисциплине в зале позавидовал бы любой оперный театр: по окончании выступления она, конечно же, взрывалась аплодисментами.
В такой потрясающей атмосфере была возможность подумать о многих важных вещах, связанных с профессией оперного певца и о необходимости длительной работы над голосом, репертуаром и внутренним артистизмом. Слушание также требует тех качеств, которые трудно поддерживать в современном мире — внимания, умения наблюдать за развитием образа в арии, концентрации на чистоте спетой ноте, доверия самому себе в выборе тех, кто импонировал тебе больше других — подчас интуитивно. На конкурсе стало очевидным, что оперное пение, кроме объективных критериев следования написанному в нотах и в плане ритма, и в плане динамики и выбранного темпа для произведения, а также правильного произнесения слов арии или романса, имеет очень много субъективных элементов — ведь какие-то тембры, особенности исполнения, манера существования на сцене и даже репертуар и выбранная для конкурса одежда формируют зрительское восприятие.
Важным фактором при определении понравившегося исполнения является огранка, которую певец создает своему голосу, профессионализм, который отличает наивный артистизм и неотшлифованную подачу голоса от выверенной работы над словом, образом, интонациями, ровностью звучания и его динамикой при исполнении. Именно по этому критерию можно условно разделить певцов на две группы — тех, кто после участия в конкурсе казался готовым начать движение вверх и подняться на профессиональную оперную сцену и тех, кто еще не готов к этому. Так, например, тенор Давид Саникидзе, басы Филипп Эль-Танани и Габриел Де-Рель и баритоны Аминзода Жуманиязов и Иракли Гургенидзе, сопрано Солдатенкова Анастасия и Анастасия Зотова оставляли сильное впечатление своей окутывающей зал харизмой. Но, казалось, что в угоду излишней театральности была отдана скрупулезная работа над нюансами арий и романсов. Порой певцы демонстрировали недостаточное владение голосом и шли на поводу у своих эмоций и грешили излишней громкостью.
Были и противоположные случаи — излишняя зажатость певца была следствием волнения, с которым, вероятно, трудно справиться. Такие особенности исполнения можно было заметить у Валерии Горбуновой (ставшей обладательницей спецприза за лучшее исполнение произведение из репертуара Елены Образцовой); обладающей великолепным, но слишком выверенным и холодным голосом сопрано Карахановой Эльмиры и у очень мне понравившейся, но достаточно скованной Анны Щербаковой; старательно работавшей над звуком и делавшей эти усилия для нас очевидными Дарьей Хозиевой, у баритона из Монголии Хоролгарава Монхтувшина (получившего приз зрительских симпатий), у сопрано из Вьетнама Нгуен Тхи Ха Ми, выстроившей выступление до мелочей и напоминавшей куклу, и в чем-то у излишне контролировавшей свой великолепный голос Валентины Правдиной, разделившей третью премию с Арсением Яковлевым и также ставшей обладательницей спецприза «Лучшее сопрано».
Самым впечатляющим стало исполнение, где музыкальность выходила на первый план, где артистизм был подкреплен огранкой голоса и его контролем. У этой цельности есть своя тайна, которая подчас не раскладывается на отдельные элементы. Эта тайна у каждого из исполнителей была своя, и именно они были похожи на настоящие бриллианты, обладающие своей уникальностью. Такими уже с первых туров конкурса себя проявили меццо-сопрано Юлия Вакула (получившая спецприз за лучшее исполнение музыки бельканто), баритон Богдан Гуенок (он вместе с сопрано Вероникой Хорошевой примет участие в концертном цикле фонда Елены Образцовой), бас Константин Федотов (кроме второй премии также получивший право выступить в сезоне оперного театра Будапешта в Венгрии), тенор Илья Легатов, от которого шла необъяснимая сила яркого музыкального таланта и исполнение которого отличалось удивительной цельностью при разнообразии нюансов каждой из арий.
Илья Легатов уже исполняет партию Безухова в спектакле «Новой оперы» — «Война и мир. Наташа и Андрей» Прокофьева — именно арию Пьера он и выбрал на третий тур — погружение артиста в мир этого героя чувствовалось и покоряло зал. Артист молодежной оперной программы Большого театра Легатов получил Гран-при юбилейного конкурса Елены Образцовой. Единственный контртенор конкурса Иван Бородулин поразил арией Оберона из оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» — присужденной ему первой премией жюри подчеркнули необходимость обратить внимание на певца и использовать уникальные особенности его голоса. Запомнились также лирико-колоратурное сопрано — китаянка Чжан Мэнвэнь, покорившая своим голосом и красотой исполнения многих зрителей (ей предстоит принять участие в сезоне 2024–2025 годов ГАБТ имени Алишера Навои) и Александра Евстафьева, не получившая спецпризов, но вызвавшая восторг чистотой и выразительностью своего голоса. Роман Широких также показал себя с лучшей стороны и был особенно цельным при исполнении русского репертуара. За исполнение романса Глинки «Я помню чудное мгновенье» певец был удостоен специальной премии конкурса. Многие оценили и выверенный, гибкий тенор Арсения Яковлева — певец стал обладателем третьей премии и нескольких спецпризов, куда входят запись на студии, интервью «Музыкальному клондайку» и право выступить в гала-концерте «Оперный бал Елены Образцовой» 14 октября 2024 года на Исторической сцене Большого театра.
Конкурс закончился. Но, по сути, все только начинается — концерты, выступления, приглашения в оперные сезоны, работа над репертуаром и дальнейшая шлифовка голоса — не думаю, что молодые певцы будут почивать на лаврах. Ведь, как говорила сама Елена Образцова — «нельзя научить, можно научиться».
Текст Юлии Савиковской

Последние события

Ученики Академии русского балета имени Вагановой выступят в Кремле

Балет «Щелкунчик» в исполнении учеников Академии русского балета имени Вагановой под руководством Николая Цискаридзе покажут в Государственном Кремлёвском дворце 18 и 19 декабря.

В путешествие с поэтом

Выставку «Поехали! С Пушкиным по Новгородской губернии» открыли в Великом Новгороде. Исследователи подсчитали, что поэт проезжал через город не менее 23 раз.

Денис Мацуев выступит с обновлённым Оренбургским симфоническим оркестром

Фестиваль академического искусства «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева» пройдёт в Оренбурге 12, 13 и 23 декабря. Солистам будет аккомпанировать обновленный Оренбургский симфонический оркестр.