Иван Шишкин в Калининграде
Дата публикации: 18 июня 2024
В Калининграде — молодое лето. Аромат цветущих лип окутывает город, поднимаясь ввысь — туда, куда устремлены остроконечные пики соборов и, конечно, главного из них — Кафедрального собора на острове Канта. За свою почти семисотлетнюю историю собор повидал многое. Последние четверть века — совершенно особенная страница в его биографии, страница, связанная с искусством. Конечно, прежде всего, это органная музыка — с 2008 года здесь существует уникальный органный комплекс. Но не только орган звучит в этом концертном пространстве — здесь прекрасно «чувствуют» себя и оркестры, и разнообразные камерные ансамбли, и фортепиано, здесь проводятся лекции и проекты, соединяющие разные виды искусств. Один из них — Выставка одной картины. Это совместный проект Кафедрального собора и Государственной Третьяковской галереи.
Идея возникла в 2018 году — её придумала Вера Таривердиева и поддержало руководство Третьяковки, и с тех пор каждый год в середине июня на остров Канта из Москвы отправляется живописный шедевр. Гостями Кафедрального собора были картины Поленова и Коровина, Боровиковского, Кандинского, Репина. На этот раз 15 июня Третьяковская галерея представила работу Ивана Шишкина, выдающегося и вдохновенного певца русского пейзажа — «Полдень. В окрестностях Москвы». Это полотно находится в основной коллекции галереи и, что интересно, именно с него началось собрание работ Шишкина в Третьякове. Выбор картины для выставки — дело непростое. Нужно учитывать многие факторы — ее состояние, ее возможности путешествовать, ведь летит она в самолете со всевозможными предосторожностями, и, конечно, ее размеры. Решающее слово — всегда за Главным хранителем Третьяковской галереи Татьяной Семёновной Городковой. Она признается, что поначалу были сомнения:
«Мы очень волновались, может ли картина небольшого формата не потеряться в пространстве собора с учетом его грандиозных объемов, стремительного взмывания вверх его сводов. Но первая же история 2018 года с „Московским двориком“ показала, что возникает поразительный эффект: картина не теряется, напротив, она приобретает особую значительность, пространство собора безоговорочно „принимает“ русскую живопись. Возникает союз архитектуры, пространства зала и пространства самой картины, возможность человека рассмотреть ее с любой точки собора, пережить, перечувствовать».
Живописный шедевр из Москвы в Калининград всегда сопровождает целая команда: реставраторы, хранители, исследователи. Накануне открытия выставки картина извлекается из специального короба, придирчиво осматривается, водружается на специальную конструкцию, тщательно отстраивается освещение, и только через сутки живописный шедевр «выходит» к публике.
В этом году выбор пал на картину Ивана Шишкина, великолепного мастера, хорошо известного не только российской, но и зарубежной публике. Кто не помнит его знаменитое «Утро в сосновом лесу», растиражированное еще при жизни художника кондитерской фабрикой «Эйнем»? В создании лесных пейзажей Шишкину не было равных, но нынешняя гостья Калининграда — не вполне типична для художника. Она написана в окрестностях подмосковного Братцево, здесь нет леса, перед нами — поле ржи и огромное голубое небо. Извилистая дорога уводит взгляд к реке, к виднеющейся вдали колокольне. Бескрайний, беспредельный, врачующий душу русский пейзаж, наполненный воздухом и солнечным светом. Рассказывает главный научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Третьяковской галереи Светлана Усачева: «Во второй половине ХIХ века наши русские художники, как правило, избирали мотивы, связанные с переменчивостью — весна, осень, дожди, тот самый унылый русский пейзаж. Помните, Третьяков говорил: „Напиши мне хоть лужу грязную, чтоб в ней была правда и поэзия…“ Шишкин в этом смысле — уникален. Он любит лето, его картины — это всегда не только полдень, как время дня, это полдень природного состояния, когда все созрело, все радует глаз. Состояние полноты во всем. Он и сам был широкий человек, душевный, и в духовном, и в нравственном плане очень устойчивый. Лето, полдень — как расцвет человеческой души. Вот поэтому здесь, в этой картине — все сияние, свет, радость и душа. А что касается пространства собора, то любой храм — это духовность, это дорога к небу, это всегда то, что человека возвышает. А эта картина — храм природы, в ней дорога, которая ведет от церкви к церкви, от храма к храму по просторам родной земли, а родная земля велика, да, она не всегда под ногами, но чувство ее всегда с нами».
Вслед за яркой и содержательной лекцией Светланы Усачевой, посвященной творчеству Ивана Шишкина, в Кафедральном соборе в присутствии долгожданной гостьи, картины из Третьяковской галереи, состоялся концерт. В исполнении лауреата ХVII международного конкурса имени Чайковского пианиста Джорджа Харлеоно прозвучали произведения русских и зарубежных композиторов — Глинки, Балакирева, Чайковского, Стравинского, Бетховена, Рамо. Появление в программе русских композиторов было вполне объяснимо — и «Думка» Чайковского, и «Жаворонок» Глинки, и другие сочинения, априори входили в резонанс с настроением шишкинского шедевра. Впрочем, и 17-я соната Бетховена, и пьесы Рамо, исполненные пианистом, оказались, что называется, очень «к месту». Известно, что Иван Шишкин, окончивший Академию художеств с большой золотой медалью, совершил длительную поездку в Европу, где работал в мастерских известных художников, встречался с известными музыкантами, литераторами, артистами.
Накануне концерта в интервью Джордж Харлеоно признался, что картину Шишкина в оригинале видит впервые, она произвела на него очень яркое впечатление, и этот пейзаж, наполненный светом, напомнил ему родную страну. И хотя не существует таких весов, на которых можно было бы измерить вдохновение, но вполне возможно, что присутствие на сцене великого полотна, его сияние и красота, добавили красок, эмоций и трепета в исполнение музыканта. А в завершение концерта пианист подарил публике два чудесных биса: ярко и страстно прозвучало Либертанго Пьяццоллы, нежно и трогательно — собственная обработка Джорджа Харлионо песни Микаэла Таривердиева «Маленький принц».
Картина Ивана Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы» будет гостить в Калининграде целый месяц, а 15 июля на заключительном концерте Выставки программу, связанную с живописью, представят камерный хор Festino и титулярный органист Кафедрального собора Мансур Юсупов.
Фотограф — Александр Мелехов. Текст Ольги Кордюковой
Последние события
Ученики Академии русского балета имени Вагановой выступят в Кремле
Балет «Щелкунчик» в исполнении учеников Академии русского балета имени Вагановой под руководством Николая Цискаридзе покажут в Государственном Кремлёвском дворце 18 и 19 декабря.
В путешествие с поэтом
Выставку «Поехали! С Пушкиным по Новгородской губернии» открыли в Великом Новгороде. Исследователи подсчитали, что поэт проезжал через город не менее 23 раз.
Денис Мацуев выступит с обновлённым Оренбургским симфоническим оркестром
Фестиваль академического искусства «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева» пройдёт в Оренбурге 12, 13 и 23 декабря. Солистам будет аккомпанировать обновленный Оренбургский симфонический оркестр.