Все краски импрессионизма
Дата публикации: 29 мая 2024
Нечастая гостья в российской столице, звезда мировой оперной сцены, меццо-сопрано Екатерина Семенчук 27 мая выступила в Концертном зале имени Чайковского. За дирижерский пульт Российского национального оркестра в этот вечер встал худрук коллектива Александр Рудин.
В программе — сплошь французская музыка второй половины XIX — начала XX веков: Дебюсси, Равель, Сен-Санс, Массне, Гуно, Шоссон.
Вечер начался волшебно — с равелевского цикла «Моя Матушка-Гусыня» на тему старинных французских сказок. Тембровая игра в этом произведении отличается разнообразием приемов и оркестровых красок. Вот звучит альтовая флейта, а вот — глиссандирующая арфа и резкие флажолеты у струнных — композитор сделал всё, чтобы окунуть слушателя в сказочную атмосферу детства.
Затем на сцену вышла Екатерина Семенчук с самым ожидаемым номером концерта — редко исполняемой «Поэмой любви и моря» еще одного французского композитора Эрнеста Шоссона, который дружил с Дебюсси и боготворил Вагнера. Неслучайно в цикле присутствуют любовь и смерть. В первой части под названием «Цветок вод» символические образы сирени и морских волн — сперва спокойные безмятежные, затем — зловещие: «весенняя» влюбленность перерастает в мучительные сомнения и, как следствие, умирает.
Идею исполнить это произведение Александру Рудину предложила сама Семенчук, которая десять дней назад спела её в Петербурге вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра. Вокруг этого номера, со слов певицы, и выстроилась остальная программа. Александр Рудин дирижировал «Поэмой» впервые и, надо сказать, весьма успешно, сумев показать всю красоту и стройность партитуры и создав органичный ансамбль с солисткой.
В Екатерине Семенчук редким и восхищающим образом сочетаются мягкий обволакивающий тембр, интеллигентная подача, прекрасное произношение и глубокое чувствование материала. Без излишней театральности и жеманства — дива она и есть дива. Это чувствуется уже при ее выходе на сцену: уверенно, спокойно, но без высокомерия.
Во втором отделении певица с таким же королевским достоинством исполнила подряд три арии: Сафо из одноименной оперы Гуно, Шарлотты из оперы Массне «Вертер» и Первую арию Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса.
Очень живописным получилось исполнение РНО Прелюдии к «Послеполуденному отдыху Фавна» Дебюсси. Музыкальный импрессионизм здесь предстает во всей красе: томное неспешное и в то же время витиеватое соло флейты с первых нот погружает слушателя в атмосферу неги и грёз. Александр Рудин достает из оркестра все краски, заложенные в партитуре. Тембровое богатство удивляет и восхищает.
Друг за другом следуют два ноктюрна Дебюсси: «Облака» и «Празднества». И снова тембральная игра. В этот раз слушатель наслаждается звучанием английского рожка, флейты-пикколо и любуется чистотой меди и мощью ударных.
Музыканты РНО настолько мощны в своем профессионализме, что когда на сцене из-за технических неполадок свет внезапно стал мигать, а затем и вовсе погас, никто из них ни на мгновение не сбился и не остановился.
Инструментальной кульминацией вечера стала Вакханалия из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса — безудержная ориентальная пляска с дивными тембральными сочетаниями.
На бис Екатерина Семенчук исполнила один из своих коронных номеров и бесспорных хитов мировой оперы — темпераментную Хабанеру из «Кармен».
У меццо-сопрано с Российским национальным оркестром уже запланировано следующее совместное выступление. В сентябре Екатерина Семенчук примет участие в открытии Фестиваля РНО, где просолирует в оратории Шёнберга «Песни Гурре».
Наталия Сергеева
Последние события
Никита Кологривый учредил именную стипендию для студентов ГИТИСа
Выпускник ГИТИСа, актёр Никита Кологривый учредил именную стипендию для студентов института. Первой её обладательницей стала Лада Петрова с актёрского факультета, сообщается в телеграм-канале вуза.
«Джоконду» разместят в отдельном зале Лувра
Картину Леонардо да Винчи «Джоконда» разместят в специально отведённом зале Лувра. Для доступа в него будет предусмотрен отдельный билет, сообщил президент Франции Эмманюэль Макрон, выступая в музее.
Румыния потребует компенсации за украденные в Нидерландах ценности
Румыния потребует «беспрецедентного возмещения ущерба» от Нидерландов за похищенные с выставки в голландском Музее Дренте румынские ценности. Об этом заявил премьер Румынии Марчел Чолаку.