Все краски импрессионизма
Дата публикации: 29 мая 2024
Нечастая гостья в российской столице, звезда мировой оперной сцены, меццо-сопрано Екатерина Семенчук 27 мая выступила в Концертном зале имени Чайковского. За дирижерский пульт Российского национального оркестра в этот вечер встал худрук коллектива Александр Рудин.
В программе — сплошь французская музыка второй половины XIX — начала XX веков: Дебюсси, Равель, Сен-Санс, Массне, Гуно, Шоссон.
Вечер начался волшебно — с равелевского цикла «Моя Матушка-Гусыня» на тему старинных французских сказок. Тембровая игра в этом произведении отличается разнообразием приемов и оркестровых красок. Вот звучит альтовая флейта, а вот — глиссандирующая арфа и резкие флажолеты у струнных — композитор сделал всё, чтобы окунуть слушателя в сказочную атмосферу детства.
Затем на сцену вышла Екатерина Семенчук с самым ожидаемым номером концерта — редко исполняемой «Поэмой любви и моря» еще одного французского композитора Эрнеста Шоссона, который дружил с Дебюсси и боготворил Вагнера. Неслучайно в цикле присутствуют любовь и смерть. В первой части под названием «Цветок вод» символические образы сирени и морских волн — сперва спокойные безмятежные, затем — зловещие: «весенняя» влюбленность перерастает в мучительные сомнения и, как следствие, умирает.
Идею исполнить это произведение Александру Рудину предложила сама Семенчук, которая десять дней назад спела её в Петербурге вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра. Вокруг этого номера, со слов певицы, и выстроилась остальная программа. Александр Рудин дирижировал «Поэмой» впервые и, надо сказать, весьма успешно, сумев показать всю красоту и стройность партитуры и создав органичный ансамбль с солисткой.
В Екатерине Семенчук редким и восхищающим образом сочетаются мягкий обволакивающий тембр, интеллигентная подача, прекрасное произношение и глубокое чувствование материала. Без излишней театральности и жеманства — дива она и есть дива. Это чувствуется уже при ее выходе на сцену: уверенно, спокойно, но без высокомерия.
Во втором отделении певица с таким же королевским достоинством исполнила подряд три арии: Сафо из одноименной оперы Гуно, Шарлотты из оперы Массне «Вертер» и Первую арию Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса.
Очень живописным получилось исполнение РНО Прелюдии к «Послеполуденному отдыху Фавна» Дебюсси. Музыкальный импрессионизм здесь предстает во всей красе: томное неспешное и в то же время витиеватое соло флейты с первых нот погружает слушателя в атмосферу неги и грёз. Александр Рудин достает из оркестра все краски, заложенные в партитуре. Тембровое богатство удивляет и восхищает.
Друг за другом следуют два ноктюрна Дебюсси: «Облака» и «Празднества». И снова тембральная игра. В этот раз слушатель наслаждается звучанием английского рожка, флейты-пикколо и любуется чистотой меди и мощью ударных.
Музыканты РНО настолько мощны в своем профессионализме, что когда на сцене из-за технических неполадок свет внезапно стал мигать, а затем и вовсе погас, никто из них ни на мгновение не сбился и не остановился.
Инструментальной кульминацией вечера стала Вакханалия из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса — безудержная ориентальная пляска с дивными тембральными сочетаниями.
На бис Екатерина Семенчук исполнила один из своих коронных номеров и бесспорных хитов мировой оперы — темпераментную Хабанеру из «Кармен».
У меццо-сопрано с Российским национальным оркестром уже запланировано следующее совместное выступление. В сентябре Екатерина Семенчук примет участие в открытии Фестиваля РНО, где просолирует в оратории Шёнберга «Песни Гурре».
Наталия Сергеева
Последние события
В Зарядье отметят юбилей Шнитке
В зале «Зарядье» отметят 90-летие со дня рождения Альфреда Шнитке серией концертов. Для публики подготовили программу, посвящённую наследию композитора.
Сгоревший музтеатр в Хабаровске восстановят на прежнем месте
Хабаровский музыкальный театр, который сгорел в начале октября во время ремонта, будет восстановлен на том же месте, даже если его придётся строить заново, заявил губернатор региона Дмитрий Демешин.
Объявлена программа фестиваля новой музыки «Звуковые пути»
35-й Международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути» — старейший форум современной музыки в Санкт-Петербурге — пройдёт с 19 по 30 ноября.