Кубинский джаз над Волгой

Дата публикации: 13 мая 2024

Кубинский квинтет саксофонов Cuban Sax Quintet выступил на XVI Международном музыкальном фестивале Юрия Башмета в Ярославле, согрев холодные майские дни ритмами солнечного джаза.
В составе квинтета — пять кубинских мастеров игры на саксофоне, каждый из которых — отменный виртуоз. Трое из музыкантов (Херман Веласко, Сесар Лопес, Альфред Томпсон) в разное время играли с Чучо Вальдесом и его группой Irakere, в копилке которой семь наград «Грэмми». Это уже не первый приезд саксофонистов в Россию, зимой они выступали на фестивале Юрия Башмета в Москве.
В программе — оригинальные композиции, все — собственного сочинения. Как когда-то Пяццолла вывел танго на филармоническую сцену, так и Cuban Sax Quintet, сохраняя традиции кубинских ритмов и джаза, оформляют мелодии в академической манере, не теряя при этом ни энергии, ни драйва.
Кубинский джаз над Волгой
Сесар Лопес помимо игры на сопрано- и альт-саксофоне был ведущим концерта. Для ярославской публики выбрали композиции с двух дисков квинтета, первый из которых в 2019 завоевал престижную для региона награду CubaDicsco в номинации «Лучший инструментальный альбом». Бодрое «Аллегро в ре минор», «Bach Time» (музыкальное приношение Баху), «Баритон Блюз», танго «Тако-фон», роскошное мамбо «Мамбанду», «Цыганка-тропиканка» в испанском духе, джазовый стандарт «Cherokee» в обработке Сесара Лопеса. Представляя ча-ча-ча «Чату савес», Лопес на радость публике даже дал небольшой мастер-класс по танцу.
Свой стиль сами музыканты определяют как фьюжн, потому что сочетают в репертуаре традиции кубинской и латиноамериканской музыки, современного джаза и классики. Главный приоритет — звучание саксофонов: «Саксофоны для нас — это не инструменты, это форма музыки, — рассказал Альфред Томпсон. — Они позволяют нам передавать всю суть музыки, ритмичность афро-кубанской перкуссии, влияние испанского и карибского ритма. И эта ритмичность слышна, несмотря на то, что в коллективе нет инструментов перкуссии. Чтобы создавать свою музыку, нам не нужно прибегать к помощи сторонних авторов, потому что трое из пяти участников квинтета — композиторы. Мы точно знаем, в какую сторону нам надо двигаться и чего мы хотим от музыки».
Кубинский джаз над Волгой
Каждый из участников Cuban Sax Quintet имеет высшее музыкальное образование. «Конечно же, все мы изучали наследие великих русских композиторов, таких как Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Глазунов, Стравинский. Всё это мы прекрасно знаем, и безусловно, мы этим вдохновлялись и на этом тоже учились», — рассказали артисты. Сезар Лопес добавил: «Русская школа оказала большое влияние на Кубинскую академию музыку. В 60-х и 70-х, когда мы учились, у нас было много русских преподавателей, например, мои учителя по фортепиано и сольфеджио были русскими. У преподавательницы по сольфеджио был очень суровый характер!»
Кубинский джаз над Волгой
Напоследок Лопес показывает поношенные наручные часы. «Видите, это „Полёт“! Моя мама подарила мне, когда мне было 10 лет. Я всю жизнь ношу их», — с гордостью говорит музыкант. «Я всегда говорю и верю в то, что без России, без вклада России, мировая культура бы просто не существовала».
Кубинский джаз над Волгой
На бис музыканты исполнили «Мэлау» («Сок сахарного тростника») — композицию, наполненную импровизациями тенор-саксофонов. Доказав, что кубинский джаз, с его грувом и энергией, вполне уместен в стенах филармонии и уж точно — интересен публике.
Дженнет Арльт
Фото — Наталья Бородина

Последние события

«Я — немецкий композитор из России»

На радио «Орфей» — день Альфреда Шнитке! Советский композитор-авангардист родился ровно 90 лет назад. О пути Альфреда Шнитке — в новых выпусках рубрики Партитура жизни.

Празднование Дня философии можно посмотреть онлайн

Записи концертов ко Всемирному дню философии, который накануне отпраздновали на острове Канта в Калининграде, можно посмотреть на YouTube-канале Кафедрального собора.

Третьяковка на ВДНХ

Третьяковская галерея открыла экспозицию на ВДНХ. Несколько десятков работ советских и современных художников разместили в павильоне № 1 «Центральный».