Пьяццолла на скрипках Страдивари
Дата публикации: 3 апреля 2024
Страдивари-ансамбль Мариинского театра выступил на Транссибирском Арт-фестивале. В концертном зале имени Каца коллектив исполнил произведения Астора Пьяццоллы.
Пьяццолла из тех композиторов, чью музыку обожают и любители, и профессионалы. Существуют десятки переложений и транскрипций «Времен года в Буэнос-Айресе»: от фортепиано соло до всевозможных ансамблей и даже оркестров.
В 1990 году по заказу Гидона Кремера Леонид Десятников создал версию «Времен года» для струнного ансамбля и скрипки соло. С нее и начал выступление в Новосибирской филармонии Страдивари-ансамбль вместе со своим руководителем Лоренцем Настурика-Гершовичем.
Коллектив, появившийся 15 лет назад, объединил музыкантов, играющих на барочных инструментах: от скрипок Страдивари, альтов Бергонци до виолончелей Амати.
Выступление в Новосибирской филармонии не обошлось без творческих сюрпризов. Мистер Лоренц предстал на сцене в трех ипостасях: как солист, как дирижер и… как соавтор, набравшийся смелости добавить в партитуру Десятникова новую группу инструментов.
«С позволения Леонида Десятникова мы внесли свой небольшой вклад в партитуру: использовали немного другие гармонии, изменили каденцию.
У Десятникова нет перкуссии, только струнные. Мне же захотелось её добавить, поскольку перкуссия создает ритм, добавляет новые краски, это была моя идея. Пять или шесть лет назад я специально стал больше слушать танго и читать о нем, о его ритмах. Было много открытий.
Оказалось, милонга — это не только вкусный десерт, но и быстрый, энергичный танец, предшественник танго. Его называли «танцем ангелов». [Отсюда становится понятным название пьесы Пьяццоллы Milonga del angel. — прим.] Вместе с моим другом Алексеем Крашенинниковым мы добавили «ангельский» вибрафон. Когда Вадим Репин услышал нашу игру, спросил, кто автор. Я ответил, что Пьяццолла, а аранжировка моя и моих друзей», — рассказывает Лоренц.
Впервые программа «Пьяццолла-гала» прозвучала в Мариинском театре к столетию со дня рождения композитора. Московская публика услышала ее три месяца назад — в конце декабря в «Зарядье». Так что в Новосибирск программа приехала с одной стороны отлежавшейся, с другой — опробованной на музыкальных гурманах обеих столиц.
Конечно, в Страдивари-ансамбле играют профессионалы высокого класса. Но даже зная это, всё равно удивляешься сочетанию академической точности и свободе в их исполнении. Изумительно тонкое pianissimo Настурика-Гершовича восхищает, как и его манера моментально переключаться с дирижирования на виртуозные соло.
От произведения к произведению выступление идет на crescendo. В финале звучат бессмертные хиты: Libertango, Oblivion и Adios Nonino. Но публика не спешит отпускать музыкантов. На бис играют Fuga y misterio того же Пьяццоллы — правила хорошего монографического концерта выдержаны до последней ноты.
Наталия Сергеева
Фото — Александр Иванов
Последние события
Концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву
Хора Минина примет участие в вечере киномузыки Эдуарда Артемьева. Концерт состоится 26 ноября в Доме музыки в Москве в преддверии 87-летия со дня рождения композитора.
Москва переходит на паспортный режим
В Москве с 15 марта 2025 года будет запущен пилотный проект по продаже билетов на спектакли и концерты только по паспорту. Эксперимент затронет 63 театра и 36 концертных площадок.
Скульптура и джаз
Героями нового клубного вечера Медиа&Арт станут скульптор Георгий Франгулян и джазовый пианист, композитор Игорь Бриль. Встреча с ними состоится 28 ноября.