Искромётный Прокофьев

Дата публикации: 1 апреля 2024

XI Транссибирский Арт-фестиваль продолжился музыкой Прокофьева. 30 марта в Концертном зале имени Каца выступил пианист Дмитрий Малеев вместе с Уральским академическим филармонический оркестром. За дирижерский пульт встал худрук коллектива Дмитрий Лисс.
Искромётный Прокофьев
В программе — два мощных произведения Сергея Сергеевича: дерзкая Вторая симфония и жизнерадостный Третий концерт, — опусы разной судьбы, но оба технически сложные и требующие от исполнителей не только виртуозной игры, но и чувства стиля, глубокой погруженности в материал.
«Огромный труд. Вторая симфония не играется сама по себе, здесь нужно много корректировать, вытаскивать, приспосабливаться. Много технических, ансамблевых, стилевых сложностей», — рассказывает Дмитрий Лисс.
Прокофьев и сам считал свою «симфонию железа и стали» сложной и не удивился, когда запланированное с её помощью покорение Парижа провалилось. Тем не менее, опус не ушел в забвение, обретя новую жизнь в многочисленных звукозаписях. Последних полвека издать диск с авангардной Второй симфонией считает своим долгом едва ли не каждый третий оркестр мирового уровня — от Берлинских филармоников (с Сэйдзи Одзавой) до Национального оркестра Франции (с Мстиславом Ростроповичем). Тренд не обошел и Дмитрия Лисса:
«Год или полтора назад мы записали со Второй симфонией компакт-диск по заказу бельгийских партнеров. Альбом вышел и получил фантастические оценки критики во всем мире».
Услышать Вторую симфонию в живом звучании — праздник. В хорошем звучании — праздник дважды. Новосбирцам же повезло втройне: несмотря на проходящее сейчас турне Уральского филармонического, Вторую симфонию коллектив больше нигде не сыграет.
Искромётный Прокофьев
Судьба Третьего фортепианного концерта сложилась витиевато. Как и Вторую симфонию, опус не оценила капризная парижская публика. Но в этот раз Прокофьева упрекали не в авангардной зауми, а в «рахманиновщине». Впрочем, простая «типично русская» светлая лирика пришлась по вкусу российским меломанам и критикам. О Концерте с восторгом отзывались музыковед Борис Асафьев и позже биограф композитора Игорь Вишневецкий.
Дальше — интереснее. Концерт охотно играют выдающиеся пианисты: Клайберн, Плетнев, Кисин, Бронфман, Мацуев, Березовский, Трифонов… Но вряд ли Сергей Сергеевич ожидал, что его детище станет одним из репертуарных фаворитов на фортепианных конкурсах. А это случилось. В финальных турах Концерт исполняли и продолжают исполнять. Особенно полюбила его нынешняя молодежь: «Золотой Щелкунчик» Даниил Абросимов, его старший коллега Александр Малофеев, игравший финал Концерта на Конкурсе Крайнева, обладатель второй премии Конкурса Чайковского Дмитрий Шишкин, гран-при последнего Конкурса Чайковского Сергей Давыдченко и многие другие.
Искромётный Прокофьев
В 2015 году Дмитрий Маслеев также играет Третий концерт в финале Конкурса Чайковского. Безоговорочный триумф. Затем тишина — музыкант оставляет прокофьевский опус на долгих семь лет. Возвращается к нему, чтобы играть на российских и зарубежных гастролях и наконец-то представить Концерт в Новосибирске, «в одном из трёх своих родных городов».
«В Новосибирске я учился, здесь мои друзья, педагоги. Я всегда очень волнуюсь здесь выступать, но вдвойне приятно знать, что тебя пришли слушать люди, которые за тебя искренне болеют. В Новосибирске как участник Транссибирского Арт-фестиваля я играю впервые одно из своих самых любимых произведений Прокофьева», — рассказывает пианист.
«Пассажистый» Концерт заходит на ура. Публика не хочет отпускать музыканта. И, чтобы порадовать слушателей, Дмитрий выбирает неожиданный бис — знаменитое Адажио Баха-Марчелло из Гобойного концерта.
«У меня немного лирическое, грустное настроение, захотелось добавить контраста», — поясняет пианист.
Транссибирский Арт-фестиваль продолжится вечером 1 апреля выступлением Страдивари-ансамбля Мариинского театра. В концертном зале имени Каца коллектив исполнит произведения Астора Пьяццоллы.
Наталия Сергеева
Фото — Михаил Афанасьев

Последние события

Дебютный альбом Сайоа Эрнандес

Испанская оперная певица Сайоа Эрнандес вместе с Мадридским симфоническим оркестром записала первый сольный альбом.

Густаво Дудамель о причинах ухода из Парижской оперы

Густаво Дудамель дал интервью французской газете Le Monde. Он рассказал, почему год назад покинул пост музыкального руководителя Парижской оперы.

Продолжается Всемирный форум по межкультурному диалогу

VI Всемирный форум по межкультурному диалогу проходит в Баку. На протяжении нескольких дней идут панельные дискуссии, которые посвящены решению важнейших глобальных проблем.