Искромётный Прокофьев
Дата публикации: 1 апреля 2024
XI Транссибирский Арт-фестиваль продолжился музыкой Прокофьева. 30 марта в Концертном зале имени Каца выступил пианист Дмитрий Малеев вместе с Уральским академическим филармонический оркестром. За дирижерский пульт встал худрук коллектива Дмитрий Лисс.
В программе — два мощных произведения Сергея Сергеевича: дерзкая Вторая симфония и жизнерадостный Третий концерт, — опусы разной судьбы, но оба технически сложные и требующие от исполнителей не только виртуозной игры, но и чувства стиля, глубокой погруженности в материал.
«Огромный труд. Вторая симфония не играется сама по себе, здесь нужно много корректировать, вытаскивать, приспосабливаться. Много технических, ансамблевых, стилевых сложностей», — рассказывает Дмитрий Лисс.
Прокофьев и сам считал свою «симфонию железа и стали» сложной и не удивился, когда запланированное с её помощью покорение Парижа провалилось. Тем не менее, опус не ушел в забвение, обретя новую жизнь в многочисленных звукозаписях. Последних полвека издать диск с авангардной Второй симфонией считает своим долгом едва ли не каждый третий оркестр мирового уровня — от Берлинских филармоников (с Сэйдзи Одзавой) до Национального оркестра Франции (с Мстиславом Ростроповичем). Тренд не обошел и Дмитрия Лисса:
«Год или полтора назад мы записали со Второй симфонией компакт-диск по заказу бельгийских партнеров. Альбом вышел и получил фантастические оценки критики во всем мире».
Услышать Вторую симфонию в живом звучании — праздник. В хорошем звучании — праздник дважды. Новосбирцам же повезло втройне: несмотря на проходящее сейчас турне Уральского филармонического, Вторую симфонию коллектив больше нигде не сыграет.
Судьба Третьего фортепианного концерта сложилась витиевато. Как и Вторую симфонию, опус не оценила капризная парижская публика. Но в этот раз Прокофьева упрекали не в авангардной зауми, а в «рахманиновщине». Впрочем, простая «типично русская» светлая лирика пришлась по вкусу российским меломанам и критикам. О Концерте с восторгом отзывались музыковед Борис Асафьев и позже биограф композитора Игорь Вишневецкий.
Дальше — интереснее. Концерт охотно играют выдающиеся пианисты: Клайберн, Плетнев, Кисин, Бронфман, Мацуев, Березовский, Трифонов… Но вряд ли Сергей Сергеевич ожидал, что его детище станет одним из репертуарных фаворитов на фортепианных конкурсах. А это случилось. В финальных турах Концерт исполняли и продолжают исполнять. Особенно полюбила его нынешняя молодежь: «Золотой Щелкунчик» Даниил Абросимов, его старший коллега Александр Малофеев, игравший финал Концерта на Конкурсе Крайнева, обладатель второй премии Конкурса Чайковского Дмитрий Шишкин, гран-при последнего Конкурса Чайковского Сергей Давыдченко и многие другие.
В 2015 году Дмитрий Маслеев также играет Третий концерт в финале Конкурса Чайковского. Безоговорочный триумф. Затем тишина — музыкант оставляет прокофьевский опус на долгих семь лет. Возвращается к нему, чтобы играть на российских и зарубежных гастролях и наконец-то представить Концерт в Новосибирске, «в одном из трёх своих родных городов».
«В Новосибирске я учился, здесь мои друзья, педагоги. Я всегда очень волнуюсь здесь выступать, но вдвойне приятно знать, что тебя пришли слушать люди, которые за тебя искренне болеют. В Новосибирске как участник Транссибирского Арт-фестиваля я играю впервые одно из своих самых любимых произведений Прокофьева», — рассказывает пианист.
«Пассажистый» Концерт заходит на ура. Публика не хочет отпускать музыканта. И, чтобы порадовать слушателей, Дмитрий выбирает неожиданный бис — знаменитое Адажио Баха-Марчелло из Гобойного концерта.
«У меня немного лирическое, грустное настроение, захотелось добавить контраста», — поясняет пианист.
Транссибирский Арт-фестиваль продолжится вечером 1 апреля выступлением Страдивари-ансамбля Мариинского театра. В концертном зале имени Каца коллектив исполнит произведения Астора Пьяццоллы.
Наталия Сергеева
Фото — Михаил Афанасьев
Последние события
Концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву
Хора Минина примет участие в вечере киномузыки Эдуарда Артемьева. Концерт состоится 26 ноября в Доме музыки в Москве в преддверии 87-летия со дня рождения композитора.
Москва переходит на паспортный режим
В Москве с 15 марта 2025 года будет запущен пилотный проект по продаже билетов на спектакли и концерты только по паспорту. Эксперимент затронет 63 театра и 36 концертных площадок.
Скульптура и джаз
Героями нового клубного вечера Медиа&Арт станут скульптор Георгий Франгулян и джазовый пианист, композитор Игорь Бриль. Встреча с ними состоится 28 ноября.