Сольный концерт Ильдара Абдразакова на Транссибирском Арт-фестивале

Дата публикации: 27 марта 2024

Одна из непременных составляющих Транссибирского Арт-фестиваля — камерная музыка. К этой сфере у художественного руководителя фестиваля Вадима Репина отношение совершенно особенное, он не раз подчеркивал, что не мыслит фестиваль без камерных программ. Тем более, что на Транссибирском фестивале для этого есть все условия — и прекрасный зал с замечательной акустикой, и первоклассные исполнители. А потому в программе фестиваля есть и ансамбли самого разного состава (например, те концерты, которые традиционно проходят под девизом «Вадим Репин и друзья»), и великолепные рециталы выдающихся солистов.
Один из таких камерных концертов состоялся 25 марта в ГКЗ им. А. Каца. С сольной программой выступил всемирно известный бас Ильдар Абдразаков. Транссибирский фестиваль славен яркими солистами, и все же появление звезды столь высокого мирового уровня — явление исключительное и долгожданное
Вот как об этом говорит Вадим Репин: «Я затрудняюсь сказать, когда мы познакомились, это было много лет назад. Его творчество, его взлёт на невероятные орбиты мастерства, популярности и обожания публикой на всех континентах поразительны. Несколько лет я надеялся на то, что звезды сойдутся, и он будет нашим гостем, и этот концерт — одно из самых ярких событий всего фестиваля, это большая радость. Я надеюсь, что он будет гостем нашего фестиваля в будущем и привезет ещё множество своих неповторимых программ».
Сольный концерт Ильдара Абдразакова на Транссибирском Арт-фестивале
Концерт был посвящён памяти жертв теракта в ТЦ «Крокус Сити Холл», в программе — вокальный цикл Г. Свиридова «Отчалившая Русь» на стихи С. Есенина, избранные романсы С. Рахманинова, Каватина Алеко из одноименной оперы и неожиданный бис (о нем чуть позже).
Своё произведение «Отчалившая Русь» Георгий Свиридов назвал поэмой в двенадцати песнях. Это глубокие философские размышления о судьбах родины и роли поэта, это красота и боль, легенда и реальность, катастрофа и надежда — все, что так созвучно дню сегодняшнему. При жизни Свиридова было два исполнения, которые он одобрил — Елены Образцовой и Дмитрия Хворостовского. Конечно, сослагательного наклонения история не терпит, и мы никогда не узнаем, как бы сам Свиридов отнесся к нынешнему исполнению, но, думаю, многие присутствовавшие в зале разделят мнение, что-то, как Аскар Абдразаков и его замечательный концертмейстер Мзия Бахтуридзе даже не исполнили, а прожили это произведение, было конгениально авторскому замыслу. Это было напряженное музыкальное высказывание — то нежное, то страстное, то трагическое, то исполненное надежды. Второе отделение, в котором звучали романсы Рахманинова — это лирический дневник, в нем с предельной откровенностью и живым чувством раскрывались разные грани души композитора: любование красотой, негодование, элегические воспоминания, страсть, неукротимая надежда на счастье. Конечно, можно любоваться красотой голоса певца, восхищаться его вокальным мастерством, но в этом концерте подобные категории невольно уходили на второй план — главной оказалась та правда искусства, которая жила в каждом звуке и даже в каждой паузе. Все было наполнено смыслом и горячим переживанием. И, конечно, нельзя не сказать, как важен был в этом концерте союз певца и концертмейстера — их совершенный звуковой баланс (замечу, что крышка рояля на протяжение всего концерта оставалась открытой!), их точность и взаимопонимание, эмоциональная чуткость и высочайшее мастерство. В скобках замечу, что Ильдар Абдразаков и Мзия Бахтуридзе в следующем году отметят своеобразный юбилей — их дуэту исполнится четверть века.
Сольный концерт Ильдара Абдразакова на Транссибирском Арт-фестивале
Ощущение высокого полета и бесконечного счастья от общения с настоящим искусством, увы, не могло длиться вечно — программа неумолимо подошла к концу, завершившись Каватиной Алеко. А затем произошло то, чего никто не ожидал: на сцену вместе с Ильдаром Абдразаковым и Мзией Бахтуридзе вышел Вадим Репин, и полились звуки знаменитой Элегии Массне. Это выглядело как импровизация и, в сущности, таковой и было: решение было принято накануне концерта. После концерта Вадим Репин признался: «Это для меня была премьера — быть с Аскаром на одной сцене. Совершенно чудесное чувство!»
Сольный концерт Ильдара Абдразакова на Транссибирском Арт-фестивале
Текст — Ольга Кордюкова

Последние события

Москва переходит на паспортный режим

В Москве с 15 марта 2025 года будет запущен пилотный проект по продаже билетов на спектакли и концерты только по паспорту. Эксперимент затронет 63 театра и 36 концертных площадок.

Скульптура и джаз

Героями нового клубного вечера Медиа&Арт станут скульптор Георгий Франгулян и джазовый пианист, композитор Игорь Бриль. Встреча с ними состоится 28 ноября.

О жизни Хемингуэя снимут кино

Жизнь писателя Эрнеста Хемингуэя послужит основой для нового сериала. Компания Avatar Entertainment из Лос-Анджелеса приобрела права на экранизацию книги Мэри Дирборн.