Мировая премьера на XI Транссибирском Арт-фестивале

Дата публикации: 27 марта 2024

Одна из многочисленных и прекрасных традиций Транссибирского Арт-фестиваля — непременное присутствие в его программе премьер, российских или мировых. XI фестиваль не стал исключением — ключевым событием 26 марта стало исполнение Второго скрипичного концерта современного московского композитора Кузьмы Бодрова. Концерт был заказан композитору Вадимом Репиным и посвящен ему. И это далеко не первый такой случай: ранее на фестивале звучали произведения С. Губайдулиной, А. Раскатова, А. Пярта, И. Демуцкого, П. Бюльбюль оглы, М. Плетнева, многих выдающихся современников.
Мировая премьера на XI Транссибирском Арт-фестивале
С Кузьмой Бодровым — случай особый. Скрипка — его любовь с самого детства. Он знаком с ней очень хорошо — в школе учился по классу скрипки и фортепиано, а когда начал писать музыку, первым, пока еще детским опытом стал скрипичный концерт (!). Скрипка, ее голос, ее душа всегда была с ним — в 2003 году появился уже взрослый Первый скрипичный концерт Кузьмы Бодрова, посвященный замечательному солисту Никите Борисоглебскому, две скрипичные сонаты, Каприччио и Каприс. Подспудно росла мечта написать еще что-то для этого инструмента, и когда прошлым летом Кузьма получил такое предложение от Вадима Репина, для него это стало счастьем, ответственностью, азартом и интригой. Их пути до этого не пересекались, хотя Вадим Репин исполнял скрипичное соло в Реквиеме композитора (это был незабываемый концерт, который Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Ю. Башмета дал на «парящем» мосту в Зарядье в 2001 году), играл фрагменты из музыки к фильму «Собибор». Работа над новым произведением дала импульс к тесному творческому общения музыкантов, и это неизбежно отразилось в музыке. Всю ткань концерта пронизывает музыкальная монограмма имени Вадима Репина — ноты ля, ре, ми. Эта мелодическая ячейка становится своеобразным строительным элементом, она примеряет разные «одежды», проходит разные метаморфозы — от абстрактной, трагической, неумолимой до торжествующего гимна любви. Получился абсолютно «именной» концерт, хотя, в будущем (а у этого произведения оно, несомненно, будет!) и автор, и исполнитель никоим образом не исключают других исполнений.
Мировая премьера на XI Транссибирском Арт-фестивале
В отличие от общепринятых правил, в концерте не три, а две части. Такую особенность формы подсказала сама жизнь, человеческая психология: «Для меня это связано с таким фактом, — говорит Кузьма Бодров, — человек живет и думает — вот, впереди у меня еще много-много всего. А оказывается, нет — вот здесь и сейчас все заканчивается. Как сейчас? А вот так. Здесь и сейчас». И вот что удивительно: автор при этом не впадает в депрессию или уныние — этот неожиданный вывод дает возможность почувствовать всю полноту жизни, ощутить ее каждой клеточкой своего существа, принять ее со всеми сложностями и бедами как счастливый дар. Надо ли говорить, что эта мысль оказалась близка и публике — наградой автору и исполнителям (солист Вадим Репин, маэстро Димитрис Ботинис и Новосибирский академический симфонический оркестр) были несмолкающие аплодисменты, крики браво и стоячая овация.
Мировая премьера на XI Транссибирском Арт-фестивале
Скрипичный концерт Кузьмы Бодрова по длительности невелик — всего около двадцати минут. Понятно, что только им программа фестивального вечера 26 марта не исчерпывалась. Идея красоты жизни, природы, человеческих чувств и божественного начала пронизывала и другие произведения, прозвучавшие в этом концерте. Вариации Чайковского на тему рококо для виолончели с оркестром вдохновенно и с большим искренним чувством исполнил дебютант фестиваля молодой испанский виолончелист Габриэль Уренья. В Новосибирске, да и вообще в нашей стране он впервые, для него здесь много нового и необычного, а впереди дальнейшее «освоение» Сибири: концерт «Вадим Репин и друзья» с его участием пройдет в Новосибирске, а затем в Красноярске.
Мировая премьера на XI Транссибирском Арт-фестивале
Во втором отделении концерта новосибирцы во главе с Димитрисом Ботинисом исполнили Девятую симфонию Брукнера — грандиозное творение мастера, над которым он работал до последних часов жизни и посвятил «возлюбленному Богу». Это мудрое философское осмысление жизни и прощание с ней — спокойное и полное душевного тепла. Для оркестра это не первая встреча с музыкой Брукнера и, по всей видимости, далеко не последняя — в сентябре музыкальный мир отметит 200 лет со дня рождения великого симфониста, и это обстоятельство, конечно, найдет свое отражение в концертных программах маэстро Ботиниса и новосибирского оркестра. Но это совсем другая история, а тем временем ХI Транссибирский Арт-фестиваль продолжает покорять все новые и новые музыкальные вершины.
Мировая премьера на XI Транссибирском Арт-фестивале
Текст — Ольга Кордюкова

Последние события

В Московской консерватории отметят юбилей Александра Бондурянского

Московская консерватория посвятит вечера пианисту и педагогу Александру Бондурянскому к 80-летию музыканта. Концерты «Виват, Маэстро!» состоятся 10 и 19 ноября и объединят учеников артиста.

МАМТ готовится к премьере «Орлеанской девы»

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко готовятся к премьере оперы Чайковского «Орлеанская дева» в постановке Александра Тителя. Показы пройдут с 28 по 30 ноября.

Лувр оснастят дополнительными средствами защиты

На территории Лувра до конца года установят дополнительные средства безопасности. Об этом сообщила Министр культуры Франции Рашида Дати. По её словам, протоколы безопасности музея полностью устарели.

Поиск по сайту