Монсеррат Кабалье: пречистая богиня
Дата публикации: 24 марта 2021
Величайшая испанская оперная певица XX века Монсеррат Кабалье смогла влюбить в себя весь мир. Обладательница неподражаемого лирического сопрано очень трепетно относилась к многочисленным поклонникам, приводя их в немой восторг безупречным бельканто в знаменитой арии Casta diva (в переводе с итальянского означает «Пречистая богиня»). Именно под таким названием вышла обширная биография певицы, ставшая бестселлером. В книге артистка подробно рассказала о себе: о рождении в бедной семье в 1933 году, о меценатах, отправивших её в барселонскую консерваторию «Лисео», о занятиях с педагогом по вокалу, венгеркой Эугенией Кеммени. Бывшая пловчиха разработала собственную систему постановки дыхания, основанную на укреплении мускулатуры торса и диафрагмы. В итоге Монсеррат овладела инструментом, который помог ей открыть все тайны вокала и спеть порядка сотни сопрановых партий классического репертуара.
Кабалье царила на сцене более полувека. Роль Нормы разделила творчество Монсеррат на два ярких, но абсолютно разных периода. В первом — Кабалье суперзвезда 60-70-х годов, она — молодая современница оперных легенд послевоенного времени: Тебальди, Нильссон, Хорн, наконец, Каллас, которая, по слухам, незадолго до смерти назвала испанку своей преемницей. Чёрно-белые плёнки сохранили гениальное прочтение Кабалье опер Беллини, Россини, Доницетти. Эти авторы предпочитали в партитурах умопомрачительные по техническим трудностям пассажи и в верхнем регистре придумывали «смертельный» трюк под названием messa di voce: звук от нежнейшего pianissimo постепенно вырастал до мощного fortissimo и затем возвращался в исходную точку. Подвижный голос Кабалье, пропевающей все фиоритуры на едином воздушном столбе, занимал всё внимание публики даже при отсутствии декораций и прочей сценической машинерии. Именно вокальными эскападами Монсеррат привела в восторг Карнеги-холл в 1965 году, заменив Мэрилин Хорн в концертном исполнении оперы Доницетти «Лукреция Борджиа».
Во второй половине карьеры Кабалье появилась в статусе примадонны, в роскошных одеждах, сшитых на заказ у известных кутюрье. Партнерами Монсеррат на сцене вместо Франко Корелли, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти, начиная с 80-х годов, стали Фредди Меркури, Аль Бано и Николай Басков.
Став знаменитой и богатой, Кабалье с крестьянской непосредственностью одаривала своим божественным талантом огромную аудиторию, совсем далёкую от классики. Монсеррат — счастливая жена, мать, бабушка до последних дней боролась с болезнью и 6 июня 2018 года дала концерт в Кремле. В свои 85 лет легендарная уроженка Каталонии радовалась юбилею и пела как в последний раз… 6 октября того же года Кабалье скончалась в Барселоне.
Текст: Ирина Столярова
Последние события
Победители и претенденты на одной сцене
Лауреаты и номинанты IX Национальной оперной премии «Онегин» выступят в Капелле Петербурга 3 декабря. За несколько дней до гала-концерта имена победителей объявят на церемонии в Мариинском театре.
Петербург готовится к фестивалю Вишневской
На лучших площадках Санкт-Петербурга в декабре пройдёт фестиваль Галины Вишневской. Он откроется 8 декабря в Большом зале Петербургской филармонии гала-концертом с участием оперных звёзд.
Концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву
Хор Минина примет участие в вечере киномузыки Эдуарда Артемьева. Концерт состоится 26 ноября в Доме музыки в Москве в преддверии 87-летия со дня рождения композитора.