Сокровенность языком театра и музыки

Дата публикации: 25 февраля 2024

Литературно-музыкальная постановка «Сокровенные люди» Виктора Крамера с Сергеем Гармашом и Кристиной Бабушкиной в главных ролях прошла на сцене Зимнего театра в Сочи. Спектакль стал второй премьерой XVII Зимнего фестиваля искусств.
В основе постановки — рассказы «народных» писателей ХХ века, которым в мире большой и малой прозы отведено особое место. Идея творческого эксперимента принадлежит Юрию Башмету, тонкому ценителю особого музыкального языка и нового театрального звучания.
В основе одноактного спектакля — рассказы «Чередниченко и цирк», «Жена машиниста» и «Ножи» трёх «народных» писателей двадцатого столетия, исследователей русской души: Шукшина, Платонова и Катаева. В каждой истории — судьба обыкновенного человека, с его надеждами и мечтами. Правдивый портрет эпохи.
Сокровенность языком театра и музыки
«Мы рассказываем языком театра простые человеческие истории, — отмечает режиссёр проекта Виктор Крамер. — Они действительно простые, но при этом сокровенные, потому что через эту простоту мы видим очень много сложных процессов, которые происходят в человеческой душе — во взаимоотношениях между людьми, в том, как они воспринимают мир и окружающих, в том, как они пытаются найти своё место в мире, в поисках любви. И этот путь бесконечен. Дай Бог, чтобы он не заканчивался».
Нужный театральный контекст литературному материалу придавали удачные сценические превращения Сергея Гармаша и Кристины Бабушкиной. Их самобытные и архитепичные герои как умеют взаимодействуют с окружающим миром. Они похожи на странников, которых по линии жизни ведёт железная дорога. Кажется, что эта «железка» больше, чем сценический прием. Лишь она знает, чем живут и дышат персонажи и что заложено в их «открытых» характерах.
Сокровенность языком театра и музыки
«Очень сложно коротко описать, какой смысл заложен в моей работе, потому что это разные рассказы. И мы в разных рассказах играем разных персонажей. Сейчас ты можешь быть женой машиниста, позже ты превращаешься в цыганку, тут же ты превращаешься в учительницу. Такие смены ролей для артиста — большой подарок. И, конечно, проверка на прочность. Насколько ты можешь мобильно и быстро переключаться и рассказывать о разных характерах», — поделилась актриса Кристина Бабушкина.
Музыкальное оформление спектакля создал композитор Кузьма Бодров, который уже не первый раз принимает участие в проектах Зимнего фестиваля искусств, среди них постановки «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским, «Кроткая» с Сергеем Гармашем. В «Сокровенных людях» оркестр играет практически без остановки, но музыка не выпирает на первое место, а тонко оттеняет сценическое действие и усиливает эмоциональное восприятие.
Сокровенность языком театра и музыки
«Музыка иногда комментирует, иногда спорит с актёрами или высказывается, когда они молчат. Это „дышащая“, живая партитура, над которой мы работали буквально до последней минуты перед премьерой», — пояснил композитор. Создатели постановки отмечают, что спектакль будет дорабатываться, в частности, увеличится количество рассказов и персонажей. Полную версию планируют представить весной в Москве.
Сокровенность языком театра и музыки
Примечательно, что в дни работы фестиваля Государственный музей истории российской литературы имени Даля запустил экспозицию «Сокровенные люди» в фойе Зимнего театра. Герои выставки — писатели ХХ века: Платонов, Астафьев, Вампилов, Трифонов, Казаков, Шукшина, чье творчество построено вокруг судеб, чувств и переживаний (в платоновском смысле) «сокровенный людей». Вот такая сила притяжения трёх похожих миров — музыкального, выставочного и сценического.
Дженнет Арльт
Фото: Алексей Молчановский

Последние события

Победители и претенденты на одной сцене

Лауреаты и номинанты IX Национальной оперной премии «Онегин» выступят в Капелле Петербурга 3 декабря. За несколько дней до гала-концерта имена победителей объявят на церемонии в Мариинском театре.

Петербург готовится к фестивалю Вишневской

На лучших площадках Санкт-Петербурга в декабре пройдёт фестиваль Галины Вишневской. Он откроется 8 декабря в Большом зале Петербургской филармонии гала-концертом с участием оперных звёзд.

Концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву

Хор Минина примет участие в вечере киномузыки Эдуарда Артемьева. Концерт состоится 26 ноября в Доме музыки в Москве в преддверии 87-летия со дня рождения композитора.