Музыкальные картины Курентзиса
Дата публикации: 22 февраля 2024
Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna выступили на Зимнем фестивале искусств в Сочи. В программе вечера — «Шехеразада» Римского-Корсакова и Пятая симфония Прокофьева. Музыка двух представителей петербургской композиторской школы — кажется, это единственное, что объединяет сочинения, между рождением которых пролегли самые сложные и трагические события ХХ века. Но уже после самого концерта становится видна связующая нить. Именно видна — оба произведения чрезвычайно кинематографичны, особенно когда в одной программе их соединяет дирижёр и оркестр, способные музыку живописать, слой за слоем выстраивая картину событий, чувств, воспоминаний.
В своей неподражаемой манере Теодор Курентзис не просто руководит оркестром, он, словно скульптор, руками создаёт визуальный ряд и одновременно осязает (выкручивает, протягивает и в нужный момент обрезает) нить повествования. Можно по разному относиться к его интерпретациям, кого-то они приводят в восторг, кого-то возмущают, но точно вызывают эмоции и вовлекают публику в звуковой поток. Курентзис обладает способностью затягивать в музыку, выстраивать образы в сознании. Во время исполнения «Шехеразады» он с первых же тактов — не пригласил, забросил! — слушателя в путешествие на восток, в многоцветный мир сказки про бури в море, дворцы и восточных красавиц, миражи и оазисы в пустыне, про добро и зло.
«Шехеразада» — ожерелье сольных партий, но главенствует здесь скрипка с её чарующей щемящей мелодией. Теодор Курентзис к своей первой скрипке относится соответствующе: именно она, Ольга Волкова была на подиуме во время концерта, а не дирижёр.
«Теодор делает очень много красок и очень много свободы. Для оркестра максимально сложно, для дирижёра максимально сложно продирижировать такое рубато, такую свободу, чтобы тебя правильно поняли. „Шехеразаду“ нередко играют очень метрично. Если её играть так, как это написано, получается очень примитивно. Теодор, скажем так, не ищет лёгких путей, он выбрал самый сложный вариант, но из-за этого и результат получается другой. Очень красочный», — поделилась после концерта Ольга Волкова.
Пятая симфония Прокофьева — не новинка репертуара musicAeterna, её наряду с «Шехеразадой» оркестр и дирижёр уже исполняли в этом сезоне в Москве и Петербурге. Есть и известные интерпретации — драматичная и мрачная (как у Валерия Гергиева), либо проникнутая героизмом и монументальностью (не зря Пятую называли «богатырской симфонией наших дней»), но за ней всегда слышен Прокофьев. В той, что звучала в Зимнем театре, характерные приёмы композитора еле уловимы. Курентзис рисует на жёсткой канве прокофьевского холста своё собственное полотно, всем телом управляет оркестровой мощью и, говоря языком кинематографистов, наращивает саспенс. «Величие человеческого духа», как задумывал смысл симфонии Прокофьев, прозвучало скорее…трагичным. Неожиданно, но оправданно. Ведь как, если не через преодоление ударов судьбы и страдания, крепнет дух?
На бис — «мейнстримные» для фестиваля Башмета «Подмосковные вечера», после —привычные для местной публики бурные овации, которые продолжались так долго, что дирижёру пришлось за руки уводить музыкантов со сцены. И сделано это было в таком же артистичном стиле. Когда к превосходному исполнению, наполненному новыми, необычными красками, добавляется элемент шоу — это беспроигрышный эффект достижения безоговорочной зрительской любви.
Дженет Арльт
Фото: Евгений Евтюхов
Последние события
Победители и претенденты на одной сцене
Лауреаты и номинанты IX Национальной оперной премии «Онегин» выступят в Капелле Петербурга 3 декабря. За несколько дней до гала-концерта имена победителей объявят на церемонии в Мариинском театре.
Петербург готовится к фестивалю Вишневской
На лучших площадках Санкт-Петербурга в декабре пройдёт фестиваль Галины Вишневской. Он откроется 8 декабря в Большом зале Петербургской филармонии гала-концертом с участием оперных звёзд.
Концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву
Хор Минина примет участие в вечере киномузыки Эдуарда Артемьева. Концерт состоится 26 ноября в Доме музыки в Москве в преддверии 87-летия со дня рождения композитора.