«Счастливая» дюжина Башмета

Дата публикации: 14 февраля 2020

Тринадцатый Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета стартовал 13 февраля в Сочи. Число 13 для Юрия Абрамовича — счастливое. Давно, на престижном музыкальном конкурсе в Мюнхене, молодой Башмет выступал под номером 13. Для музыканта то состязание стало знаковым — победа, а за ней взлёт в карьере.
Гала-концерт в Зимнем театре открыла музыка Иоганна Себастьяна Баха. Увертюра к Третьей оркестровой сюите в исполнении «Солистов Москвы» прозвучала как философская отправная точка, с которой начинается музыка. В пункт назначения — к сочинениям современных композиторов — слушателей доставили мгновенно. Вслед за произведением великого Иоганна Себастьяна публика Зимнего театра услышала две мировые премьеры.
Первая из них — Концерт для флейты с камерным оркестром Майкла Наймана — британского композитора-минималиста, известного автора саундтреков к фильмам Питера Гринуэя. Незамысловатая грустная мелодия в исполнении солиста — итальянца Массимо Мерчелли — вьётся бесчисленное число раз, погружая аудиторию в некий скорбный транс.
Массимо Мерчелли: «Музыка Наймана, как и музыка других композиторов-минималистов, мне очень нравится. Найман к тому же — мой друг, и эту музыку он написал к сольному концерту в честь моего шестидесятилетия в театре Ла Скала. Тогда я исполнил только одну часть произведения. Потом Майкл дописал остальные, и сегодня Концерт целиком мы исполняем впервые.
Сочинение появилось после страшного землетрясения в Армении. Майкл очень боится землетрясений. Когда в итальянском регионе Эмилия-Романья, где я живу, случилось землетрясение, мы с Найманом, спустя несколько дней после стихийного бедствия, организовали благотворительный концерт. Найман стал первым артистом, участвовавшим в помощи. И тогда произведение, написанное под впечатлением разрушенных древностей, превратилось в Концерт для флейты. Я очень счастлив играть музыку композитора-друга с другом-дирижёром Юрием Башметом и друзьями-оркестрантами из «Солистов Москвы», с которыми мы сотрудничаем около двадцати лет».
Вторая мировая премьера концерта-открытия Зимнего фестиваля Башмета — Сюита для китайского голоса и струнного оркестра. Сочинение стало результатом сотворчества российского композитора Кузьмы Бодрова и его коллеги из Поднебесной Жии Ванга. Плоды интернационального труда воплотил в жизнь интернациональный состав исполнителей — «Солисты Москвы» и китайский певец Ксиангпинг Ксиао.
Кузьма Бодров: «Интересно, как будут сочетаться китайский голос и струнный оркестр, поскольку это совершенно разные стили. Две части Сюиты написал Жии Ванг, а две части — я. Мы скомпоновали части таким образом, чтобы это было динамично, интересно, без повторений темповых и эмоциональных».
А затем публике показали то, что находится между двумя точками — отправной и конечной, музыкой Баха и сочинениями современных композиторов.
Испанским солнцем наполнила Зимний театр Сочи пианистка Ксения Башмет, исполнив с «Солистами Москвы» Симфоническую рапсодию для фортепиано и струнных Хоакина Турины.
Ольга Кульчинская — хрустальной чистоты сопрано — в сопровождении Всероссийского юношеского симфонического оркестра спела арии из опер Римского-Корсакова и Чайковского. Интродукцией и рондо-каприччиозо Камиля Сен-Санса завершила вечер темпераментно и страстно скрипачка Клара Джуми Кан.
14 февраля Зимний фестиваль искусств в Сочи преподнесёт ещё один сюрприз — этнический концерт гости из Гамбии Соны Йобартех и её ансамбля.
Фото: Владимир Богданов

Последние события

28 февраля 2020

На оперу за 50 рублей

«Жанну д’Арк» можно посмотреть в Челябинском оперном за символическую плату.

28 февраля 2020

Бесконечный ремонт

Реконструкция Петербургской консерватории должна завершиться через три года.