А что бы сказал Шаляпин?

Дата публикации: 9 февраля 2021

В Казани, на родине Федора Ивановича Шаляпина, в разгаре 39-й Международный оперный фестиваль, названный его именем. Форум стартовал с премьеры — новой постановки «Паяцев», за ней последовала «Пиковая дама», а в воскресенье 7 февраля грянула «Турандот».
Остудить страсть казанцев к опере неспособна никакая пандемия и связанные с ней ограничения. На Шаляпинском фестивале все места, на которых разрешено пускать зрителей, заполнены, и публика старается максимально вдохновить себя и артистов атмосферой любимого жанра. А те отвечают взаимностью.
После грандиозного успеха премьеры «Паяцев» Леонкавалло на фестивале была представлена «Пиковая дама» — с изумительными декорациями художника Виктора Герасименко. Мы не случайно начинаем с них, поскольку они точно и емко передают дух произведения, его драматургию. Увы, о режиссуре Юрия Александрова — признанного мастера, чьи заслуги перед нашим оперным театром неоспоримы — в данном случае сказать того же нельзя. Да, есть прекрасные решения отдельных эпизодов, интересные находки. Но возникает ощущение, что постановщик сочиняет некое собственное действо, имеющее очень отдаленное отношение и к Пушкину, и к Чайковскому, и к сути того, о чем написана «Пиковая дама». А иногда мэтр балансирует на грани пошлости — впрочем, в сегодняшнем театре этим, к сожалению, трудно удивить.
В подобных случаях спектакль часто «спасают» прекрасные певцы. Так случилось и на этот раз: ярки и убедительны были солист Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, обладатель уникального драматического тенора Николай Ерохин, певший труднейшую партию Германа, и исполнительница роли Лизы — солистка Большого театра Мария Лобанова. В остальных партиях выступила сильная «сборная» артистов из шести (!) оперных театров России, продемонстрировавшая очень высокий общий уровень оперного искусства в стране — это не может не вдохновлять! А великолепные хор, балет и оркестр Татарского академического театра оперы и балета под управлением итальянского маэстро Марко Боэми, к которому в Казани всегда приходит вдохновение (сам он не раз в этом признавался!), помогли сотворить успех постановки «Пиковой дамы».
Теперь из Петербурга Пушкина и Чайковского перенесемся в древний Китай — и заодно окунемся в музыку Джакомо Пуччини. Говорят, что его операм вообще не нужны постановщики, настолько они «самоигральны». Наверное, в этом есть доля правды. Но гениальность Пуччини, его мелоса, его драматургии в полной мере раскрывается лишь тогда, когда за его произведения берутся по-настоящему талантливые режиссёры и художники. В данном случае повезло «Турандот» — последнему, не до конца завершенному шедевру великого итальянца, поставленному режиссёром Михаилом Панджавидзе и сценографом Игорем Гриневичем, — для которого «Турандот», к великому сожалению, стала последней сценической работой. Этот творческий дуэт существовал многие годы, он «отметился» яркими спектаклями на казанской сцене, и «Турандот» по праву входит в этот ряд.
А что бы сказал Шаляпин?
На сцене — целое созвездие блистательных певцов: Зоя Церерина (Турандот), Ахмед Агади (Калаф), Алексей Тихомиров (Тимур), Гульнора Гатина (Лиу). Почти идеальный ансамбль главных героев ярко подтвердил главное направление шаляпинского фестиваля, его нацеленность на вокальное мастерство, раскрытие неповторимых тембров и артистических дарований, которыми так богата сегодняшняя российская сцена.
А что бы сказал Шаляпин?
Помимо певческих достижений, спектакль завораживает своей красотой, а уж когда на сцену выдвигается гигантская лестница с водяными каскадами, — восторгу публики просто нет предела! Хор, оркестр театра и дирижёр Ренат Салаватов по праву разделили успех с солистами и постановщиками.
А что бы сказал Шаляпин?
Шаляпинский фестиваль продолжит вердиевская «Травиата», а вот какой она будет, — вы узнаете из нашего следующего репортажа.
Николай Рыбинский, Казань
Фото пресс-службы Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля

Последние события

Современные версии песен о войне

Фирма «Мелодия» выпустила студийную запись концертной программы Хиблы Герзмава и Олега Аккуратова «Где-то далеко, в памяти моей». Композиции объединяет тема Великой Отечественной войны.

ММКФ попрощался до следующего года

Объявлены победители 46-го Московского международного кинофестиваля. Главный приз — «Золотого Святого Георгия» — получила мексиканская драма «Стыд».

Сочинение 17-летнего Шостаковича исполнят в «Зарядье»

Концерт из популярного цикла «Солисты МГАСО» состоится 28 апреля в новом пространстве концертного зала «Зарядье». В программу вошли два камерных произведения Чайковского и Шостаковича.